СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................3
ГЛАВА 1..................................................................16
ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА А. С. ЛЕМАНА...........................................16
§ 1. Жизненный и творческий путь....................................16
§ 2. Особенности личности А. С. Лемана в связи с педагогикой........26
ГЛАВА 2..................................................................36
ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО................................36
А. С. ЛЕМАНА.............................................................36
§1. Педагогическая деятельность в классе фортепиано.................36
1.1. Казанская консерватория.......................................36
1. 2. Казанское музыкальное училище................................39
§ 2. Принципы фортепианной педагогики А. С. Лемана..................46
§ 3. Альберт Леман - исполнитель....................................62
ГЛАВА 3..................................................................73
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. С. ЛЕМАНА.....................................73
§ 1.Фортепианные произведения 40-х - 50-х годов.....................76
1.1 Пентатоника в традиционных жанрах фортепианной музыки..........76
1.2 . Жанр фортепианной прелюдии...................................95
§ 2. Фортепианные произведения второй половины 60-х - 80- х годов..103
2. 1. Жанровые и стилевые искания в произведениях 60-х годов......103
2. 2. Фортепианные произведения 70- 80-х годов:...................113
От камерности к концертности..................................113
§ 3. Фортепианные произведения 90-х годов:.........................125
Творческое credo................................................125
§ 4. Фортепианные произведения педагогического репертуара..........144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................155
ИСТОЧНИКИ..............................................................168
ПОТНЫЕ ПРИМЕРЫ..........................................................169
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................213
2
Имя Альберта Семеновича Лемана, талантливого композитора и музыкально-обшественного деятеля, крупного педагога, занимает значительное место в истории музыкальной культуры и музыкального образования России. Творческая жизнь Лемана делится на несколько периодов. Наиболее длительные из них казанский (1942-1970) и московский (1971—1998) периоды1, отмеченные своими особенностями. Если в кругу московских музыкантов-профессионалов Леман известен как композитор, преподаватель и на протяжении 25 лет бессменный руководитель кафедры композиции Московской государственной консерватории, то для Казани, а в особенности для Казанской консерватории, фигура Лемана знаковая. Являясь, по образному выражению А. Маклыгина, «одним из отцов Казанской консерватории» (Маклыгин. С. 12), он относится к людям, которые стояли у истоков высшего профессионального образования в Казани и во многом определили направление его дальнейшего развития. С самого открытия консерватории в 1945 году Леман активно включился не просто в преподавательскую деятельность, но в процесс созидания вуза и реализовал свой педагогический талант в различных областях.
1 Приблизительно с 1933 года по 1942 год А. С. Леман жил в Ленишраде, где он получил высшее музыкальное образование; с 1969 по 1971 преподавал в Петрозаводской консерватории, являвшейся в то время филиалом Ленинградской консерватории.
3
Его незаурядная личность имела огромное воздействие не только на учеников, но и в значительной мере на коллег-музыкаитов.
В данном разделе интересно подробнее остановиться на личностных качествах Лемана, ибо они во многом определяли его педагогические воззрения. Обращаясь к личности Альберта Семеновича Лемана, необходимо, прежде всего, выделить его душевное богатство. Это качество было напрямую связано с отношением к ученикам. По этому поводу можно привести высказывание одной из учениц Лемана - И. Сергеевой: «Альберт Семёнович был не просто педагог, который учит тебя, это был человек, который живёт тобой. Мы все (ученики) его волновали»20. Тот же смысл вложен в высказывание Б. Н. Трубина: «Альберт Семенович любил своих учеников, близко к сердцу принимал различные проблемы их жизни и активно помогал разрешать их» (Трубин. С. 31). Фактор человеческой открытости, душевной доброты и щедрости играл немаловажную роль в педагогике Лемана, в его общении! с учениками. С этим связана контактность Лемана, его готовность профессионально помочь ученикам, а вместе с тем и любовь к молодому поколению, без которого он не представлял своей жизни.
К коренным качествам натуры Лемана, определившим не только его творческую' жизнь, но все существование, относились служение, предназначенность музыке, выраженные самим музыкантом в следующих словах: «Музыка - это не профессия, а способ существования в жизни, особое мироощущение» (Гурарий. С. 57), «...поэтому музыкант - не тот, кто занимается, а тот, кто не может не заниматься музыкой»21. То же подтверждает Э. Ахметова: «Для Альберта Семёновича занятие музыкой
20 Из личной беседы с учениками А. С. Лемана - Г. Отроковой и И. Сергеевой (23 октября 2007 года).
1 Стенограмма общего собрания профессорского состава и студентов, посвящённого началу учебного года от 31 августа 1953 года. НА РТ. Ф. 6832, оп.1, ед. хр. 200. Л. 23.
27
было не профессией, а призванием»““. В. Задерацкий говорит о Лемане так: «Он жил исключительно ради музыки; безумно ценил жизнь, прежде всего, за вожделенную возможность творчества и деятельности в пространстве нашего искусства, каковое считал священным предметом, божественной субстанцией, единственной, достойной беззаветного поклонения» {Задерацкий. С. 45).
Другой важной чертой личности Альберта Семеновича была высокая культура, одним из проявлений которой являлся общий образовательный уровень и как следствие широкий кругозор. Он обладал колоссальными знаниями во многих смежных с музыкой областях искусства, таких как литература, поэзия, живопись, а также в различных науках. Леман живо интересовался философией, историей, точными науками и т. д. Поэтому в процессе урока Леман оперировал не только музыкальными знаниями, но знаниями из самых различных областей. В своих воспоминаниях ученица Лемана И. Чебукова (Эверт) описывает это так: «Сравнения, аналогии с живописью, рисунком, графикой, скульптурой, архитектурой всегда были в обращении. Театр, режиссура, актерское мастерство, балетное искусство, сам человек в его нравственных и физических проявлениях - все служило цели максимальной наглядности эстетического начала. Часто упоминались имена Боттичелли, Рубенса, Микеланджело, Льва Толстого, Пушкина, Тютчева, Фета, Галины Улановой и т. д.»23.
Эффект «культурологических лекций» {Любовский. С. 41), производимый уроками Лемана, культурное пространство, в котором оказывались его ученики, выполняли функцию «энергетического заряда» {Руденко. С. 50) и способствовали процессу их самообразования. Сам Леман умел тонко намекнуть, рекомендовать ученику необходимый
22 Из личной беседы с ученицей А. С. Лемана - Э. Ахметовой (11 марта 2007 года).
23 Из личной беседы с ученицей А. С. Лемана - И.Чебуковой (Эверт) (б июня 2008 года).
- Київ+380960830922