Оглавление:
Введение.
Творческое наследие З.А. Волконской: судьба и проблемы его изучения.......1
Глава Первая:
Салон З.А. Волконской: музыкально-театральные представления, концерты, круг участников, репертуар.............................................. 12
§ 1. Салон З.А. Волконской...............................................12
Круг участников музыкально-театральных постановок на сцене салона княгини З.А. Волконской..................................................23
§ 2. 3. А. Волконская-певица и ее репертуар..............................35
Музыкально-театральные постановки и концерты на сцене салона
З.А. Волконской..........................................................45
Глава Вторая.
Музыкальные произведения 3.Волконской.
§ 1. Опера «Жанна д’Арк»............................................... 62
§ 2. Романсы............................................................139
§ 3. Кантата «Памяти Александра Первого»................................159
Заключение............................................................. 197
Список литературы...................................................... 204
Приложения.
Описание рукописей, хранящихся в Гарвардской библиотеке (на англ. яз.)... 211
Перевод либретто оперы «Жанна д'Арк» (Перевод Д.А. Митрофановой) 256
Иллюстрации............................................................ 261
Введение
Зинаида Волконская: певица, музыкальный деятель, композитор.
Введение. Творческое наследие З.А. Волконской: судьба и проблемы его изучения.
Зинаида Александровна Волконская (1789 - 1862) - одно из замечательных имен в истории русской культуры первой половины XIX века. Блистательная предводительница муз, великосветская хозяйка аристократического салона, где бывали В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, А. Мицкевич, A.C. Пушкин; обладательница уникального голоса, участвовавшая в постановках опер «Прекрасная Мельничиха» Дж. Паизиелло, «Итальянка в Алжире» и «Танкред» Дж. Россини, «Горации и Куриации» Д. Чимароза; ученица А. Буальдье и друг Дж. Россини, поэтесса, сама возделывавшая литературную ниву, и женщина-композитор, оставившая музыкальное наследие, представляющее определенный интерес.
В современной литературе существует довольно много сведений о З.А. Волконской, но во всех них рассматривается ее литературное творчество. При этом следует отметить, что авторы-исследователи гораздо более полно рассматривают творческие связи Волконской с поэтами и писателями пушкинской эпохи, чем ее собственные литературные опыты. Работы, основанные на изучении музыкальных материалов, сохранившиеся в гораздо меньшем- объеме; чем литературные, отсутствуют. Исследований, посвященных изучению московского салона княгини Волконской, достаточно много. Среди прочих можно упомянуть работы В.Б. Муравьева1, И.А. Желваковой2,
1 Муравьев Вл. «Среди рассеянной Москвы...» - В царстве муз. Московский литературный салон 3. Волконской. М. 1987.
2 Желвакова И.А. Улица Горького, 14. М. 1987.
1
Глава Первая.
Круг участников музыкально-театральных постановок на сцене салона княгини З.А. Волконской..
Безусловно, ни одна постановка в салоне княгини Волконской не могла произойти без целого состава музыкантов - профессионалов и любителей, певцов и оркестрантов. Логично было бы встретить здесь целый список замечательных имен. Однако информация об участниках спектаклей и концертов в доме Зинаиды Александровны существует лишь в немногочисленных упоминаниях в печати того времени, а также в письмах современников - в основном, посетителей салона Волконской. А всякого рода попытки исследователей- описать круг участников концертной жизни в ее доме сводятся к формальной констатации факта, что, например, «княгиню постоянно окружали итальянцы»30, или к тому, что «посреди артистов и во главе их была хозяйка дома...» 31.
Впрочем, практическое отсутствие информации о составе участников музыкальных представлений в салоне Волконской-, в особенности одесского и парижского, неудивительно. Как уже было сказано выше, история существования самого раннего салона княгини - одесского, практически не освещена подробностями музыкальной жизни его посетителей. Парижский же салон, ввиду своего кратковременного существования, а также политической направленности, не фигурирует в воспоминаниях и письмах современников княгини вовсе.
В большинстве своем история существования салонов в России обнаруживает некоторую закономерность: в лучшем случае мы знаем несколько имен посетителей, иногда имя» какой-нибудь «звезды» салона - исполнителя, чтеца, писателя, поэта. Чаще же всего нам остается известным лишь имя его хозяйки.
Что касается первого римского и московского салонов княгини Волконской, то, благодаря мемуарам, письмам, а также некоторым
30 Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами. Киев. 1871. С. 11.
31 Белозерская H.A. Княгиня З.А. Волконская // Исторический вестник. 1897. Т. 67. С. 969.
23
Глава Первая.
печатным отзывам в «Дамском журнале», сведения о составе участников музыкально-театральных постановок и концертов оказываются достаточно полными. Причем, как уже было отмечено выше, в период существования римского салона княгиня привлекала для участия художников, скульпторов, архитекторов, а московский салон посещали, в основном, поэты, писатели, журналисты.
В Риме княгиню Зинаиду окружают такие знаменитости, как Орас Верне, Торвальдсен, Антонио Канова, а кроме того, и русские, ученики Академии художеств, отправленные для совершенствования в Италию: Ее салон посещают С.И. Гальберг, Ф.А. Бруни, П.И. Басин, С.Ф. Щедрин, К.П. и А.П. Брюлловы, К.А. Тон... Судя по воспоминаниям С.Ф. Щедрина, салон Волконской в Риме посещал и Г. Доницетти: «... здесь великий шум наделала музыка «Зораиды» Г. Доннизетия ... я не видал столь разительного сходства со мною; у кн. Волхонской, равно и в других местах, нас ставили рядом и рассматривали; в одном только и нашлось различие, что у него волосы посветлее...»32.
Мы не знаем, принимал ли участие итальянский композитор в музыкальных собраниях Волконской, исполняла ли княгиня его произведения. В сохранившейся части ее нотной библиотеки клавиры опер, арии или какие-либо другие отрывки из произведений Г. Доницетти отсутствуют. Но, судя по письму С.Ф. Щедрина, личное знакомство княгини и итальянского композитора остается неопровержимым фактом. Причем состоялось оно либо до премьеры его оперы «Зораида», которая прошла 28 января 1822 года, либо во время премьеры. Как известно, опера имела большой успех у публики. Вряд ли княгиня могла упустить возможность привлечь знаменитого композитора к своим музыкальным собраниям.
12 Щедрин С.Ф. Письма из Италии. М. - Л. 1932. С. 185.
24
- Київ+380960830922