Ви є тут

Некоторые аспекты теории исполнительства на звуковысотных ударных инструментах

Автор: 
Рало Алексей Николаевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1996
Кількість сторінок: 
150
Артикул:
1000154797
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 4
ГЛАВА I. Теоретический и функциональный аспекты
исполнительства ....................................... 8
Раздел I. Отражение проблем исполнительства на ударных инструментах в научно-методической литературе ................................................ 8
Раздел 2. Формирование функций ударных инструментов в оркестровой музыке ..................................... 26
2.1. Оркестр ьенских классиков .......................... 29
2.2. Расширение экспрессивных возможностей композиторами-романтиками ................................ 32
2.3. Творчество русских композиторов XIX века ........... 39
2.4. Музыка XX столетия ................................. 47
ГЛАВА П. Психофизиологические основы игры на ударных
инструментах ......................................... 59
2.1. Деятельность центральной нервной системы в исполнительском процессе ................................. 64
2.2. Соотношение осознанного и неосознанного
при игре ........................................... 67
2.3. Возрастные особенности аналитико-синтетической деятельности музыканта ................................... 74
2.4. Контроль за конечным звуковым результатом исполнения ............................................... 76
2.5. Зрительный анализ пространственных смещений
в процессе игры..................................... 78
2.6. Роль ощущений, не основанных на олуховом и зрительном восприятий .................................... 81
2.7. Развитие моторных навыков .......................... 83
ГЛАВА Ш. Система звукоизвлечения и звукообразования ............ 87
Раздел I. Механические компоненты ....................... 91
3
#
3.1. Методы исследования ................................. 99
3.2. Экспериментальные исследования физических свойств звуковысотных ударных инструментов ... 100
3.3. Влияние локализации механического возбуждения пластин на амплитудно-частотные характеристики звука ................................................ 108
Раздел 2. Постановка и ее роль в процесое игры .... III
3.4. Биологический компонент ............................ 113
3.5. Физиология исполнительского аппарата ........ 115
3.6. Методы исследования ............................... 118
3.7. Экспериментальные исследования игровых
движений............................................ 119
3.8. Типология ударов ................................... 128
3.9. Функциональные особенности позиции в системе исполнительской постановки .............................. 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 134
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................... 139
22
щей. В частности, такие понятия, как "большие группы мышц", "большие мышцы", "маленькие", "мелкие", "малые" мышцы отсутствуют в научно-методической литературе.
Д.Лукьянов предпринял первую попытку классификации игровых движений. Он пишет (77, 133): "Удар палочкой по пластине или клавише инструмента является основным способом (разрядка моя. - А.Р.) звукоизвлечения на двухрядных клавишных ударных инструментах (ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики". Лукьянов указывает (77, 133), что "все встречающиеся интервалы можно исполнить каждой рукой шестью основными способами (разрядка моя. -
А.Р.):
а) одиночные звуки, исполняемые внутренней палочкой (2 или 3);
б) одиночные звуки, исполняемые одной и той же рукой, варьируя внутреннюю и внешнюю палочки (1-2 или 2-1, 3-4 или 4-3);
в) одиночные звуки, исполняемые внешней палочкой (I или 4);
г) двойные звуки, исполняемые одновременно одной и той же рукой (I И 2 или 3 и 4);
д) быстрые смены двух звуков, которые надо играть одной и
той же рукой от внутренней палочки к внешней (2-1 или 3-4);
е) быстрые смены двух звуков, которые надо исполнять одной и
той же рукой - от внешней палочки к внутренней (1-2 или 4-3).
Далее (77, 134): "Шести способам звукоизвлечения (разрядка моя. - А.Р.) соответствуют основные типы ударов, которые мы назовём сообразно их назначения:
1. Одиночный независимый внутренний удар.
2. Одиночный независимый внешний удар.
3. Одиночные перемежающиеся удары.
4. Двойной вертикальный удар.
5. Двойной крестообразный удар (по способу держания палочек).
23
6. Двойной боковой внутренний удар.
7. Двойной боковой внешний удар.
Эти семь ударов служат основой техники игры четырьмя палками... Поскольку движения руки направлены на производство удара, они могут иметь названия, объединяющие в себе несколько ударов:
1. Одиночное независимое движение.
2. Одиночное перемежающее движение.
3. Двойное вертикальное движение.
4. Двойное крестообразное движение.
5. Двойное боковое движение.
Итак, шесть форы движения и семь типов ударов".
Таким образом, Д.Лукьянов сперва указывает один основной способ звукоизвлечения на инструментах с двухрядной системой расположения пластин, затем ведет речь уже о шести основных способах звукоизвлечения, которым соответствуют семь типов ударов, якобы объединяющие в себе пять игровых движений. В итоге Д.Лукьянов приходит к выведу, что существует шесть форм движений и семь типов ударов.
Противоречивость данных суждений не позволяет понять двигательную сторону процесса игры на звуковысотных ударных инструментах.
До настоящего времени авторы методических работ, к сожалению, опираются преимущественно на личный педагогический опыт и многолетнюю исполнительскую практику. Поэтому посвященные изучению игровых движений постановки исполнительского аппарата и исполнительской техники не выходят за рамки эмпирических обобщений: отсутствуют научная база и экспериментальные исследования. В ито-