Ви є тут

Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений

Автор: 
Гарбазей, Илья Николаевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172787
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................3
Глава I. Исторические параллели на пути развития военно-музыкального искусства и массовых представлений
1.1. Военные оркестры как составляющая массовых представлений и зрелищ в западноевропейской культурной традиции....................................8
1.2. Из истории отечественной массовой культуры и роли в ней военной музыки.... 25 Глава II. Функциональное взаимодействие художественных приемов военной музыки и зрелищных видов искусств
2.1. Массовые представления и зрелища как культурный феномен............130
2.2. Художественный синтез как основная движущая сила в развитии военной музыки
в XX веке...............................................................151
Глава III. Концертные формы художественно-творческой деятельности военно-музыкальных коллективов на современном этапе
3.1. Основные концертные формы художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов.................................................173
3.2. Основные этапы работы над театрализованными концертно-сценическими формами военно-музыкальных представлений................................187
3.3. Основы драматургии театрализованных концертных программ............204
3.4. Композиционная структура концертного действия......................221
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................248
Библиографический список использованной литературы......................260
Приложение.............................................................267
ВВЕДЕНИЕ
Военно-музыкальное искусство, как и любое явление культуры, прошло длительный путь развития, в процессе которого происходило его жанровое обогащение, менялись и варьировались формы деятельности, обновлялись цели и задачи, которые соответствовали историческому состоянию и развитию общества. Зародившись как средство для обеспечения непосредственно воинских ритуалов, военные музыкальные коллективы со временем становятся неотъемлемой частью проводимых мероприятий государственной, политической, и светской жизни общества. Совершенно очевидным представляется тот факт, что на всех этапах своей эволюции военные музыкальные коллективы в большей или меньшей степени соприкасались с различными жанрами массовых представлений и зрелищ. Воинские ритуалы, парады, массовые шествия, карнавалы-маскарады, балы, театрализованные представления, концерты-митинги, театрализованные концерты, обеспечение торжеств с юбилейной и исторической тематикой - далеко не полный перечень сложившихся форм и видов деятельности военных оркестров и ансамблей песни и пляски.
Особую интенсивность процесс обновления военно-музыкального искусства приобрел в XX в., подчинившись основной движущей силе в искусстве этого периода — активному процессу синтеза самых различных его видов. Инструментальная музыка, песня, хореография, слово, кинематограф, цвет и свет сливались на сцене в различных сочетаниях, рождая новые формы деятельности. В основе таких процессов лежало существенное усиление зрелищного и
театрального начал. При этом особое значение приобретает тема, идея, сюжет, драматургия создаваемого произведения, художественное, цветовое и световое решение. Музыка же в программах военных музыкантов, воплотившись в пространственные, цветовые, световые и пластические образы приобрела зримые очертания.
Театрализованные концертные программы, являющиеся жанровыми
разновидностями массовых музыкальных представлений достаточно активно используются в практической деятельности современных военных оркестров и ансамблей песни и пляски, что обуславливает насущную необходимость
рассмотрения теории их режиссуры и постановки. Выработка концепции создания театрализованных музыкально-сценических форм концертной деятельности
военных творческих коллективов, определение наиболее общих принципов подбора и сопряжения номеров различных жанров на принципах
драматургического развития, использование многообразия уже имеющихся и постоянно развивающихся технических средств могли бы дать существенный импульс в дальнейшем развитии военно-музыкального искусства. Основы же создания театрализованных концертных форм в военных музыкальных коллективах не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания общей теории массовых музыкальных и театрализованных представлений, имеющую многовековую историю и отразившую мировую практику.
Рассматривая историю развития жанровой системы массовых музыкальных и театрализованных представлений автор обратился к истории служебной и художественно-творческой деятельности военных оркестров и ансамблей песни и
Впоследствии всевозможные рога, деревянные трубы и сурны нашли применение в военной музыке, используясь для сигналов во время боевых действий, а также ритуалов, связанных с повседневной жизнью княжеских дружин.
***
Зародившееся христианство «бросило вызов древнейшим языческим представлениям народов, восстало против бессмыслицы жизни, возвестило Евангелием о высшем предназначении человека и ценности человеческой жизни»50. «Освещение мира, победа над злом, над тьмой над грехом»51 открыли новые пути для духовного совершенствования человечества, что, безусловно, имело колоссальные последствия во всех, без исключения, сферах человеческой жизни и, прежде всего, в развитии его культуры. Церковь стала тем энергетическим центром, вокруг которого концентрировалось то лучшее, что, в общем-то, было достигнуто в различных областях искусства и культуры древних славян. Синтез литературы, иконописи, зодчества, музыки, театрализация обрядовой составляющей христианского культа были подчинены единой цели - совершенствованию человека, его духовной и физической сущности.
Как нам известно, иерусалимский ветхозаветный храм был наполнен инструментальной музыкой, о чем свидетельствует 150 псалом из Библии: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя» . Из дошедших до нас древнерусских литературных источников, росписей древнерусских храмов, благодаря археологическим находкам мы можем с полным на то основанием утверждать, что музыкальной составляющей храмового действа восточных славян придавалось большое значение. Так, различные инструменты можно увидеть на фресках северной башни Софийского собора в Киеве, построенного в XI веке: на древних стенах изображена сцена княжеской охоты и присутствующие на ней музыканты. В данном контексте вызывают интерес инструменты, изображенные на фреске в руках музыкантов. Среди исполнителей на струнных инструментах мы видим музыкантов, в руках у которых можно увидеть нечто напоминающее поперечную флейту; также на фреске явно угадываются инструменты, видимо, являвшиеся прообразами современного гобоя; среди прочих инструментов можно узнать ударные инструмента, представленные в виде тарелок и пр.
Сведения о старинных народных музыкальных инструментах можно почерпнуть из церковных азбуковников ХУІ-ХУІІ вв., где они не только описываются, но и систематизируются: «Гудение - играние в гусли, или домру,
50 Рапацкая Л. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». - М., 2001. - С.10.
51 Мснь А. Радостная весть. - М., 1991. -С.22.
52 Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. - Чикаго, 1990. - С.639.
или в лиры, или подобная сим», «Пискание - играние в трубы и свирели», «Псалтырь - во евреех бе сосуд (древян) подобен воображаемому на стране сеи аки домра. На нем же десять струн; простерты свыше и нарицаху сосуд той псалтырем. Еже есть песнопевец (по еллииски - псалтирь, а по русски «песнопевец»)... ко игре бо в него припеваху песни. Давид же царь и пророк состави последе книгу... и нарече имя ей псалтырь»53. Интерес для нас также представляет название «орган», которым нередко называли любой музыкальный инструмент. Так, в одном из азбуковников мы можем найти следующее определение: «Органом писание наречет всяк состав гудебный. Яж суть трубы, виреть, рог, и тимпаны, и кимвалы»34.
С развитием христианского культа достаточно мощно стало проявляться негативное отношение ко всему тому, что не соответствовало ее догматам. Это, прежде всего, касалось проявлений в народной среде языческих культов и повсеместно распространенного фольклора. Отрицая силу огромного количества языческих богов, а также запрещая проведение посвященных им обрядов, церковь вместе с тем не все виды народного творчества считала «бесовскими». Так, например, никогда, не порицалась музыка легендарного сказителя Баяна, воспевавшего ратные подвиги защитников Отечества. Негативную реакцию православной церкви на самом деле вызывала совершенно определенная область фольклорного творчества, та его часть, которая связывалась с так называемой «смеховой», «карнавальной» культурой Древней Руси, пронизанная крайне критическим отношением, как к церковным святыням, так и к власть предержащим.
Со временем многие из языческих обрядов древних славян трансформировались, постепенно приобретая христианскую окраску. Образы языческих богов причудливым образом переплелись с христианскими святыми: языческий бог Перун-громовержец стал ассоциироваться с святым по христианским канонам Ильей-пророком, покровитель домашних животных и скота, а также бог богатства Велес - с святым Власием, также покровительствовавшим домашним животным и т.д. Кроме того, многие древние исконные праздники переосмыслились в новой системе христианского календаря. В качестве одного из таких примеров, можно привести языческий праздник Ивана Купалы, который совпал с днем святого Иоанна Предтечи и достаточно активно культивировался православной церковью. Таких примеров можно привести весьма большое количество.
Как и в культурах других народов мира, все эти празднования, в том числе и связанные с христианским культом неизменно сопровождались элементами игры, большей или меньшей театрализацией, песнями, танцами, игрой на различных музыкальных инструментах, придавая всему комплексу мероприятий характер веселого торжества. Вместе с тем, в отличие от стран
55 Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли): Вопросы теории и эстетики музыки. - Л., 1974. - Вып. 13. - С.62.
5* Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли): Вопросы теории и эстетики музыки. - Л., 1974. -Вып.13.- С.62.