Ви є тут

Константные элементы волшебной музыкальной сказки : На примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX - XX вв.

Автор: 
Попова Ирина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271245
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
^ ВВЕДЕНИЕ.............................................3
Глава 1. Русская волшебная музыкальная сказка. Проблемы жанровой классификации .....................14
Глава 2. Композиционные коды музыкального сказоч-
ного текста
2.1. Функциональный код..............................34
2.2. Структурно-ритмический код......................57
Глава 3. Сюжетно-стилистические коды музыкальной ► волшебной сказки
3.1. Пространственно-временной код...................71
3.2. Предметный (реальный) код.......................90
3.3. Вербальный код.................................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................129
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................13 5
ПРИЛОЖЕНИЕ I........................................160
Г ПРИЛОЖЕНИЕ II........................................182
ВВЕДЕНИЕ
В русской культуре рубежа Х1Х-ХХ веков сказке отведена особая роль. В творчестве большого числа русских композиторов она занимает место самостоятельного музыкального жанра. Интерес к ее изучению не ослабевает во многих науках, так как сказка являет собой огромное пространство для исследователя. Существующие жанровые классификации дают возможность изучать отдельные группы сказок.
Объектом исследования является волшебная сказка. Ее выделение в качестве объекта анализа произошло в рамках структурного направления фольклористики. Характерные признаки жанра волшебной сказки были описаны В.Я. Проппом. По мнению исследователя, волшебными называются сказки, обладающие инвариантными структурными единицами - наличием функций действующих лиц и константного набора ролей. Их отличительной жанровой чертой считается единообразие композиции: «...жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда, /.../ с желания иметь что-то; и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника... Часто эта композиция осложняется. В дальнейшем герой подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется... Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными» (84, с.115). Исследователь пришел к выводу о том, что жанр волшебных сказок выделяется из числа других не по обобщенному признаку «фантастичности, волшебности», а по особенностям своей композиции, которыми другие виды сказок не обладают.
20
характер инвариантных компонентов, констант. Связано это с тем, что разворачивание сюжетной линии волшебной сказки происходит в рамках внешнего либо внутреннего пространства (локусов), а зсе действия персонажей пространственно ориентированы: верх, низ, глубь, мир «тот» и «этот». Все событийные акции фольклорной сказки осуществляются в неразрывном сочетании с определенными временными параметрами - в контексте жизненного, природного, обрядового, реального или ирреального времени. Повторяющиеся типологемы в волшебной народной сказке маркированы обозначением характерных свойств, признаками времени-пространства: ирреальностью,
условностью, «сверхпроводимостью». Об этом свидетельствуют многочисленные исследования М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева,
B.А.Бахтиной, Г.А.Комлевой, Н.М.Герасимовой, Н.А.Михайлова,
C.Ю.Неклюдова и других.
В числе констант, образующих сказочные текстовые коды, выявлена сюжетная последовательность семантических значений предметных реалий. Первым, кто обосновал необходимость рассмотрения «вещных» инвариантов в текстах волшебных фольклорных сказок, был П.Вехвиляйнен (128) Результатом его исследований стало создание словаря семантических значений вещей, предметов, фигурирующих в сюжете народной сказки. В отечественной фольклористике особый взгляд на предметный мир в фольклорных текстах связан с именем А.Байбурина. По его мнению «вещь сама по себе является средством хранения информации, то есть представляет собой текст в семиотическом смысле данного термина (4, с.9).
Проанализированная В.Я.Проппом схема сюжета, уже позволила обратить внимание на типизированный принцип функционирования волшебного предмета (84). В сказке он выступа-
21
ет в первичном значении, выполняя магическую функцию, а во вторичном становится реалией предметного кода. В ряду исследований предметных реалий, представленных как инвариантные текстовые элементы, следует назвать работу В.В. Добровольской (38) . По ее мнению, выявление предметного кода связано с тем, что в сюжете волшебной народной сказки большое значение имеют акции с предметами-реалиями. Имея реально закрепленное за предметами символическое значение, они, кроме всего прочего, бывают наделены функцией волшебного могущества.
Изучению возможностей предметных реалий в волшебной сказке посвящены также работы Л.Н. Виноградовой, С.М. Толстой (22, 101-102), В. Е. Добровольской (38), С.Т. Золян
(43), Т.В. Цивьян (118), O.A. Давыдовой (34), А.К. Байбури-на (3-4) .
В контексте сюжетных кодов традиционной фольклорной сказки особое место занимают специфические языковые последования, обороты, формулы. Поскольку существенными признаками поэтических формул в языке волшебной сказки является регулярная воспроизводимость и устойчивость, то это позволяет квалифицировать их как элементы вербального кода. Так в работе О.А.Давыдовой (34), рассматривающей традиционные языковые средства русской народной волшебной сказки, акцент сделан на тех языковых определительных сочетаниях, поэтических формулах, которые, по мнению автора, определяют поэтику жанра русской волшебной сказки. Круг вопросов, связанных с изучением сказочных поэтических формул, рассматривается в диссертационных исследованиях Н.Рошияну (87), О.Давыдовой (34), Н. Ведерниковой (17), Т. Зуевой (45-46), Г. Комлевой