Ви є тут

Трактат Гвидо Аретинского Микролог в контексте музыкальной культуры Высокого Средневековья

Автор: 
Пушкина Юлия Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
293
Артикул:
133835
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Принятые сокращения 5
Введение 7
Глава I. К проблеме биографии Гвидо Лретинского 33
1.1. Предполагаемые даты жизни и происхождение 34
1.2. Основные вехи жизни. Сочинения Гвидо: проблема датировки 37
1.3. Биографические и творческие параллели 46
Глава II. Анализ «Микролога» 51
II. 1. Жанр, структура, методология 51
11.2. Музыкант и мыслитель: образованность Гвидо 58
11.3. Явные и скрытые авторитеты Гвидо 64
11.4. Термин и номен в средневековой музыкальной науке
(на примере «Микролога») 75
11.5. Литературный стиль «Микролога» как отражение
личности его автора 83
11.6. Разделы учения «Микролога» 87
11.6.1. Учение о звукоряде 88
11.6.2. Учение об интервалах 93
11.6.3. Учение о ладе 97
11.6.4. Начала учения о форме 111
11.6.5. Учение о музыкальной композиции 120
11.6.6. Учение о многоголосии 126
Г лава III. Г видо - новый Пифагор 142
III. 1 .Учение о гексахорде (сольмизация, «гвидонова рука») 143
Ш.2.Реформа нотации 147
III.3. Восприятие и преемственность (рецепция) учения
Гвидо Аретинского 150
111.3.1. Научная мысль после Г видо (X1-XV вв.) 150
111.3.2. Восприятие учения Гвидо с точки зрения концепции эволюционного развития науки 15 8
3
4
Заключение 165
Библиография 169
Приложения
Приложение 1. Гвидо Аретинский. Микролог / Пер. с лат.
Ю.В. Пушкиной 190
Приложение 2. Предметный указатель к трактатам
Гвидо Аретинского 248
Приложение 3. Именной указатель к трактатам Гвидо Аретинского 253 Приложение 4. XI век: «портрет» эпохи 254
Приложение 5. Соотнесение ступеней звукоряда, описанного в «Микрологе», со звукорядом в современных обозначениях 293
4
29
переводе. Отметим, что в современных полных переводах трактата на распространенные европейские языки оговоренные нами интерполяции и коррекции текста не приняты во внимание.
Научная новизна исследования.
• Впервые в отечественной науке предпринят анализ важнейшего трактата, «Микролога», с точки зрения содержащегося в нем целостного учения, поскольку до этого в современном музыкознании рассматривались лишь частные аспекты научного наследия Гвидо Аретинского. Кроме того, трактат рассматривается в тесной связи с другими его музыкально-теоретическими сочинениями. Особое внимание уделено исследованию терминологии, отражающей характерные тенденции развития теоретической мысли Средневековья, а также яркая стилевая индивидуальность текста. Отдельно рассматриваются практические аспекты учения Гвидо, связанные с его педагогической деятельностью.
• В соответствии с новейшими исследованиями, в настоящей работе впервые в музыкальной науке осуществлен пересмотр текста «Микролога» по сравнению с критическим изданием 1955 года. В текст введены некоторые уточнения, а также фрагменты, ранее считавшиеся неаутентичными (так называемые интерполяции), корректирующие содержание некоторых разделов учения Гвидо Аретинского — учение об интервалах, ладовое учение, дополняется учение о многоголосии.
• Систематизированы известные в науке факты биографии Гвидо Аретинского; хронология создания и датировки его сочинений у разных исследователей впервые проанализированы в виде сводной таблицы. Автор работы привлекает разнообразные сведения о контексте жизни и деятельности знаменитого ученого, которые могли оказать прямое или косвенное воздействие на формирование его личности, характер, особенности жизненного пути - тем самым рассматривая его биографию в новом ракурсе, практически не имеющем аналогов в отечественном музыкознании.
30
• Основные положения учения «Микролога» рассмотрены в контексте современного ему научного знания, что позволяет уточнить представления о степени оригинальности научного наследия Гвидо Аретинского с точки зрения приоритета научных идей.
• Отдельное внимание в исследовании уделено проблеме восприятия и преемственности (рецепции) учения 1 видо Аретинского в трудах музыкальных теоретиков следующих поколений.
Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что это первое в отечественном музыковедении исследование, посвященное выдающемуся музыкальному теоретику XI века Гвидо Аретинскому, научное наследие которого является одним из ключевых в истории и теории музыкальной науки. Впервые в отечественной науке предметом исследования становится трактат «Микролог» - главный труд ученого, самый объемный и значимый по кругу рассматриваемых в нем тем. Существенным является также то, что полный перевод «Микролога» на русский язык впервые в истории музыкальной науки выполнен автором работы на основе уточненного текста трактата, куда внесен ряд дополнений и изменений с учетом современных исследований. Таким образом, в научный обиход вводится не затрагивавшийся ранее новый музыкально-теоретический материал.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации (перевод трактата, систематизация биографических данных, аналитическая часть, иллюстративный материал) могут найти применение в курсах музыкально-теоретических систем, истории и теории музыки, латинской музыкальной терминологии, музыкальной педагогики (метод литерафонии). Отдельные аспекты работы - рассмотрение биографии музыкаита-теоретика в контексте жизни средневековой Европы рассматриваемой эпохи, исследование его литературного стиля и языка, характер и источники цитирования сочинений других авторов - могут стать ценным материалом