- £ -
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................... 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ А.И.ХАЧАТУРЯНА .. 16
ГЛАВА П. ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА А.И.ХАЧАТУРЯНА .......................................... 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................... ІОІ
ЛИТЕРАТУРА..................................... 120
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ........................... 137
ПРИЛОЖЕНИЕ: МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЮ "МАКБЕТ" А.И.ХАЧАТУРЯНА .. 159
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Ранние годы творчества Арана Ильича Хачатуряна - один из важнейших периодов его интенсивного пути в искусстве. Этот временной отрезок, протяженностью не более десяти лет, является определяющим этапом становления художественной индивидуальности композитора, формирования и кристаллизации его мировоззрения.
Определение "ранний11 в данном случае - понятие чисто хронологическое, без оценочного значения этого явления, ибо в творчестве Хачатуряна ранние годы - это не только поиск, но и твердая заявка на самобытность, свое понимание истоков национального, четкое отношение к западно-восточному синтезу и своеобразное видение мира. В этот период были определены основные позиции художника, создавшие в комплексе систему его мировосприятия, которая стала основой формирования индивидуального стиля.
В истории развития музыкальной культуры художественные явления, раскрывающиеся с первых же шагов во всей своей масштабности, достаточно редки. Именно поэтому понятие "ранние годы" обычно ассоциируется с периодом становления творческого "я", воздействием различных влияний и стремлением к раскрепощению индивидуального мышления от авторитетов и традиций.
Зрелость раннего периода - особый тип одаренности творческой личности, начинающей свой путь от "вершины источника" при соответствующем сочетании историко-культурной и идейно-художественной ситуации. Именно такой оказалась творческая индивидуальность Арама Хачатуряна, получившая в сложные и в то же время исключительно благоприятные в этом плане 20-30-ые годы, свое многостороннее выражение, отраженное как в самой армянской культуре - локально, так и в ближневосточной - регионально.
Для художника типа Хачатуряна существует уже определенное
- 19
и культуру к торможению развития, так как последнее включает в себя необходимость взаимодействия и взаимовлияния. Поэтому закономерно, что Восток и Запад постепенно отчуждались в своих тенденциях культурного развития. Однако, вопреки этому процессу или же вследствие него, обе культуры находились в постоянном притяжении и определенном творческом взаимодействии, которое принимало различные исторически обусловленные формы.
Взаимный интерес Востока и Запада имеет глубокие исторические корни и совершенно различную природу. При этом характер подобных взаимоотношений строго соответствует конкретной исторической эпохе и обуславливается ею. В самых же общих чертах интерес Запада к Востоку, наряду со специфическими особенностями восприятия исторического происхождения, может быть охарактеризован как "... потребность осмыслить и реализовать в творчестве новые и столь богатые потенции" /3.48, с.7/.
Восприятие Западом Востока на ранних стадиях (ХУП-ХУШ вв.) ограничивалось лишь его наиболее общими внешними чертами. При этом особенно ярко - через акцентировку экзотического начала выражался поверхностный пласт характерных культурных признаков. Позже этот подход становится традиционным, что создало свои особенности преломления восточного в западном искусстве. Своеобразная форма интереса к Востоку заключалась в упорном стремлении Запада воспринимать очарование чужеродной культуры через ее нераскрытость. До определенного этапа черты национальной самобытности оставались в европейском сознании нематериализо-ванными. (Это способствовало развитию ориентализма - стилизации восточного). Подобная тенденция была характерна вплоть до начала нашего века - периода зарождения серьезных теоретических исследований в данной области. Начиная свой путь с обобщенного образа "туманной Индии", понятие Востока в музыке рас-
- 20 -
ширило свои географические границы, постепенно внутренне дифференцируясь. Происходил переход от "первичных" пластов культуры к "предельным". Это, несомненно, явилось исторической необходимостью в процессе внутреннего развития национальных культур, в поисках новых идеалов, образов и тем.
Одним из наиболее ранних и интересных проявлений взаимовлияния Востока и Запада в музыке является "...категория музыкального ориентализма - не "восточная музыка", а "музыка о Востоке", то есть материализованный в произведении образ Востока "вообще", который возникает у музыканта-европейца" /3.48, с.9/. "Суммар-ность" восприятия при этом ощущается вне национальной зависимости и создающих его технологических приемов.
Для европейца "ориентальное" - то, что не поддается закономерностям западной логики мышления и не канонизировано в европейских культурах. Именно поэтому на Западе укоренилась традиция воспроизведения восточного начала как нарушения специфических черт музыкального мышления, определяющих обобщенное понятие "западная музыка" на протяжении трех столетий - мажоро-минорной системы, гармонически-функциональных связей и инструментального мышления /3.21, с.8/. Лишь в начале нашего столетия понятие ориентального стало внутренне дифференцироваться по национальному признаку.
Научно-техническая революция в сознании людей нашего времени включает в себя пересмотр традиционых критериев оценки множества явлений, в том числе и эстетического порядка. "Выражаясь фигурально, в XX веке рухнула "китайская стена" между культурой европейских и нееевропейских народов /3.21, с.13/, ибо достижения музыкальных культур Востока и Запада впервые стали полноценно взаимодействовать. Происходил крупнейший переворот в мировосприятии, трансформировались критерии прекрасного и воспроизведе-
- Київ+380960830922