СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
Краткий обзор литературы..........................................4
Глава 1. История создания и первой постановки
§ 1. Виктор Крылов и балакиревский кружок .......................14
§ 2. Крылов и Малый театр .......................................18
§ 3. К истории появления оперетты в России ......................20
§ 4. Продвижение «Богатырей» па сцену............................23
§ 5. Краткое содержание пьесы....................................25
§ 6. Три списка «Богатырей»......................................27
§ 7. Этапы композиторской работы Бородина........................31
§ 8. Подготовка к премьере. Принятие «Богатырей»
на поспектакпъную плату......................................36
§ 9. Премьера «Богатырей» .......................................39
§ 10. Причины правша ............................................45
Глава 2. Структура оперетты. Текстологические особенносги: принципы заимствовании и интерпретации «чужого» музыкального материала
§ 1. Структура и специфика «Богатырей» ......................... 48
§ 2. Текстологические приемы использования /нематического материла
опер -séria .................................................53
§ 3. Текстологический анализ введения и трактовки цитатного
материала комических опер и оперетт......................... 62
§ 4. Пародия на «Рогнеду» А. II.Серова и другие русские оперы....72
§ 5. Эпизоды «Богатырей», сочиненные Бородиным...................79
Глава 3. «Богатыри» в Камерном театре
§ 1. Изучение архивных материалов................................97
§ 2. Первые анонсы несос/паявшейся премьеры......................99
§ 3. Пьесы Крылова и Демьяна Бедного............................102
§ 4. Пристальное внимание С талина к поэту......................105
§ 5. Хроника / 936 года (по документах/ Камерного театра).......107
§ 6. Пьеса Демьяна Бедного в контексте дискуссий о
формализме..................................................110
§ 7. «Богатырские» расходы и подготовка к премьере..............115
§ 8. Таиров и «Богатырях».......................................118
§ 9. Премьера новой пьесы и первые рецензии.....................121
§ 10. Разгром «Богатырей».......................................127
§11. Наступление на театры......................................133
§12. Отстранение Таирова........................................135
§ 13. Судьба первого пролетарского поэта........................140
Заключение......................................................142
Приложение I Нотные примеры.................................... 153
Приложение II. Текст пьесы В.Крылова........................... 247
Приложение III. Текст пьесы Д.Бедного.......................... 301
Список литературы...............................................337
3
«...не забывайте от души Вам преданного композитора, ищущего неизвестности.
А. Бородин» (59. 99).
Введение
В истории русской музыкальной культуры наследие Алексан-дра Порфирьевича Бородина давно изучено, проштудировано, опубликовано и знакомо буквально со школьной скамьи. Тем не менее, полного академического собрания сочинений А.П. Бородина не существует до сих пор. Его опера «Князь Игорь» известна нам лишь в редакции H.A. Римского-Корсакова, а научные исследования творчества композитора, предпринятые еще в 1930-е годы редактором-текстологом П.А. Ламмом по восстановлению подлинного текста «Князя Игоря» по автографам Бородина, до сих пор не изданы и малоизвестны. Полный свод рукописей композитора также имеется лишь в виде рукописного каталога П.А. Ламма, составленного в 1920-е — 1930-е годы. Недостаточно изучены и ранние произведения композитора1.
Практически неизвестной (и до сих пор не опубликованной) остается единственная в своем роде опера-фарс А.П. Бородина «Богатырш/ — неожиданное на первый взгляд и «несерьезное» для композитора-классика сочинение, о котором В.В. Стасов и H.A. Римский-Корсаков узнали лишь после смерти Бородина. Вследствие провала «Богатырей» 6 ноября 1867 года композитор, скрывший свое авторство за двумя звездочками, даже близким друзьям не рассказывал об этом произведении.
1 Проблеме систематизации, изучения и каталогизации ранних автографов Бородина посвящена диссертация петербургского музыковеда Н.Фирсовой «Наглые ашографы АП. Бородина до 1862 года» (106).
' До сих пор были опубликованы лишь несколько хоровых номеров и отрывков из «Богатырей»: в сборнике «А.П. Бородин. Хоры в сопровождении фортепиано» (60) напечатаны ария Мнлит-рнсы с хором (№ 5 Ь) и «Сцена жертвоприношения» (№ 6); в сборнике «А.Бородин. Избранные хоры» (58) - фрагмент Марша богатырей (X» 7), куплеты Ксении (№ 17) и песенка про Фому из финала 5-й картины (№ 22).
33
Сцена представления богатырей — 165 № 5. Хор — 80 № 6. Berceuse и сцена — 154 Хор — 80 Финал — 528 Всего, следовательно — 2040.
В каждой партитурной странице нельзя поместить более 10 тактов, следовательно, музыка первых двух картин займет 204 страницы. Каждый нумер займет, таким образом, средним числом 204:6= 34 страницы. Так как всех нумеров (без увертюры) 15, то для них потребуется 34x15= 510 страниц. Прибавьте к этому еще 2 нумера: увертюру, да еще балет (как это полагает Николай Петрович), из которых каждый нумер займег не менее 20 страниц, и Вы имеете партитуру всей оперы в 550 страниц. Не забудьте, что из этих 17 нумеров сочинены только 6; остальные 11 нужно еще сочинить. При таких условиях, занимаясь исключительно опереткою, нельзя в день написать более 10 страниц партитуры, сколько-нибудь свежей, не рутинной музыки, пикантно оркестрованной. Вся партитура потребует, следовательно, 55 дней. Кроме того, фортепианный арраиже-мент оперетты из 5 картин займет более 300 страниц малого формата, ибо Barbe-bleu [“Синяя борода” Оффенбаха. — С.М.] (в 4 картины) занимает 291 страницу. На этот арранжемент, считая по 20 стр. в день, потребуется более 15 дней.
Всего, следовательно, нужно будет более 70 дней напряженного, сосредоточенного и спешного труда, при исключительном занятии одною опереткою. Не забудьте еще, что этот расчет сделан ввиду, что все будет написано сразу набело; что не потребуется ни помарок, ни поправок, ни перемен, ни даже переписки; — в действительности же это едва ли возможно. Прибавьте к этому, что процесс
34
сочинения не есть чисто механический; темы, мелодии, гармонические комбинации, голосовые и инструментальные эффекты не приходят в голову каждый день по востребованию, и что голова требует в этом случае отдыха и освежения.
Из всего этого ясно, что посвящая даже все свое время исключительно писанию оперетки, невозможно кончить ее и в 3 месяца. А между тем Вам небезизвестно, что у меня музыка побочное занятие, отдых от более серьезных трудов. При множестве других разнообразных занятий, мне невозможно писать в день средним числом более 2 страниц партитуры или 4 страницы фортепианного арранже-мента; следовательно, партитура потребует 275 дней, а фортепианный арранжемент более 75; — всего, следовательно, более 340 дней, то есть почти год!
Итак, если Вы желаете, чтобы я писал музыку к Богатырям, то я решительно не могу написать ее ранее как к будущему оперному сезону (1868 года). Вы только, пожалуйста, не стесняйтесь; если в Вашем интересе лежит главнейшим образом скорейшая постановка и Вы не гонитесь за свежею и оригинальною музыкою — Вам, вероятно, можно будет подобрать кой-какую из готового, старого театрального репертуара. Оно будет менее художественно, но зато хлеб-нее: раньше получите барыши и не придегся отдавать половину их мне. Повторяю: делайте, как Вам лучше. Дружески жму Вам руку А. Бородин» (59. 95-97).
Письмо было написано, скорее всего, в конце июля — августе 1867 года в Москве, где Бородины проводили лето (с конца июня по 24 сентября). Благодаря этому документу выясняются несколько существенных деталей: во-первых, к моменту написания данного письма композитор уже принял предложение В.А. Крылова и начал сочинять музыку; во-вторых, он встречался с режиссером Большого
- Київ+380960830922