Ви є тут

Панчо Владигеров и его симфоническое творчество

Автор: 
Хурцидзе Ирина Автандиловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
133457
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение ........................................................... 3
Глава I ........................................................... 16
Глава II........................................................... 51
Глава III ....................................................... 86
Заключение ....................................................... 124
Библиография .................................................. 134
Нотные примеры, схемы .......................................... 148
ВВЕДЕНИЕ
С именем Панчо Владигерова связано начало современного этапа в развитии болгарской музыкальной культуры XX века. Именно ему принадлежит заслуга в приобщении национального музыкального искусства к высоким художественным достижениям нашего времени.
Широка и многогранна деятельность Владигерова. Крупнейший композитор, педагог, пианист, дирижер, общественный деятель он пользуется большим авторитетом б Болгарии. Владигеров явился основоположником многих жанров национально!: музыки: первых фортепианного и скрипичного концертов, фортепианного трио, скрипичной сонаты, виолончельных пьес. Он воспитал несколько поколений болгарских композиторов, среди которых ныне известные Парашкев Хаджиев, Константин Елиев, Лазар Николов, Александр Раичев, Пенчо Стоянов, Басил Казанджиев, Александр Иосифов, Красимир Кюркчийский, Александр Владигеров.
В истории болгарской музыки Г1.Владигеров был первым, кто возвысил родной фольклор до интернационального звучания, сделав его достоянием мировой музыкальной культуры.
С именем Владигерова связан также выход болгарской музыки в сферу симфонизма как высшей формы музыкального мышления. Непреходящее значение его творчества состоит в том, что он заложил основы национальной симфонической музыки, создал прочную базу для ее широкого развития. Таким образом, творчество Владигерова стало как бы точкой отсчета в истории болгарской профессиональной композиторской школы. Поэтому неудивительно, что сочинения Владигерова всегда привлекали самое
пристальное внимание болгарских исследователей.
- 17 -
национального утверждения, идей национально-освободительной борьбы.
В Болгарии активно работают талантливые художники, скульпторы. Их творчество явилось неоценимым вкладом в развитие национального изобразительного искусства. Народный быт, древние обряды и танцы наряду с идеей освободительной борьбы болгар против турецкого ига становятся темами живописных полотен Ярослава Вешина, Антона Митова, скульптур Жеко Спиридонова и Бориса Шатца.
К концу XIX века зарождается болгарская профессиональная музыка. Первое поколение болгарских композиторов /Эмануил Ма-нолов, Панайот Пипков, Александр Крыстев, Ангел Букорештлиев, Георги Атанасов, Никола Атанасов, Добри Христов и др./ создает свои произведения в расчете на самодеятельные коллективы /хоровые, детские, духовые военные оркестры и небольшие любительские составы/, т.к. профессиональных коллективов в стране в то время не существовало. В произведениях этого периода использовались преимущественно интонации, распространенные в городском быту на рубеже Х1Х-ХХ веков. Это были, главным образом, популярные песни любовно-лирического и юмористического содержания. Крестьянский фольклор еще оставался вне поля зрения композиторов. В тех же редких случаях, когда он применялся, его ладовая характерность и специфика интонирования усреднялись, т.к. использовались те же средства, что и при аранжировке городского фольклора /классическая (функциональная гармония, мажор-минор и т.п./. И тем не менее произведения той поры сохраняют и сегодня свою культурно-историческую, а некоторые и художественную ценность как первые образцы болгарской профессиональной музыки.
- 18 -
Можно сказать, что на этом этапе болгарская композиторская школа складывалась как школа подлинно национальная, ибо источником творчества для первого поколения болгарских композиторов стала народная песня. Она проникает во все жанры, начиная с хоровой и сольной песни и кончая оперной и инструментальной музыкой. Как отмечает видный болгарский музыковед Ве-нелин Кркстев, "песня вошла в профессиональное творчество первых музыкальных деятелей, притом стала не только господствующим жанром, но и определяла стилистические и структурные особенности инструментальных и театрально-сценических произведений этих композиторов" /1.56,37/. Формирование болгарской профессиональной музыки начинается с типичного для всех молодых национальных школ этапа: с обработок народных песен, с создания "венков" сольных и хоровых песен.
Особый вклад в область хоровой, сольной и детской песни внес выдающийся болгарский композитор, один из основоположников профессиональной композиторской школы Добри Христов*^.
Его хоровые сочинения /"Балканские песни", сборник патриотических песен "Со мной всегда ты, край родной", сборник детских песен "Родничок поет"/, а также разнохарактерные сольные песни /например, эпическая "Татунчо", историческая "Пиле пищи, Милке ле" /"Птичка пищит, Милка"/, лирико-драматическая "Я разтуряй, Цвето, магните" /"Развей Цвета, колдовство"/,
I/ Добри Христов /1875-1941/ - болгарский композитор и фольклорист. Автор ряда трудов по теории фольклора, среди которых выделяется книга "Техническият строеж на българска-та народна музика", София, 1928 /в русск.пер.: Теоретические основы болгарской народной музыки, М., 1959/.