Содержание
Введение...............................................................................................3
Глава I. Сентиментализм в европейском искусстве второй
половины XVIII века...............................................12
Глава II. Чувствительный стиль в западноевропейском
музыкальном театре второй половины XVIII века.....................44
Раздел 1. Жанровая модель сентиментальной оперы
(на материале французской оперы XVIII века)........................49
Раздел 2. Характеристика чувствительного героя в сентиментальной опере второй половины XVIII века (на материале опер
«Добрая дочка» Н. Пиччинни и «Люсиль» А.Э.М. Гретри)..............77
Глава III. Тенденции «Sturm und Drang» в инструментальной
музыке второй половины XVIII века.................................105
Раздел 1. Музыкальное штюрмерство (типологический аспект).........107
Раздел 2. Аналитические очерки....................................156
Симфония № 26 («Symphonie Lamentatione») Й. Гайдна.......157
Симфония № 25 (К. 183) В.А. Моцарта......................169
Заключение........................................................185
Литература........................................................193
Нотное приложение...................................................208
Введение
Актуальность работы. В конце недавно завершившегося столетия наметился значительный рост исследовательского интереса к музыкальной истории XVIII века. Появление в последние годы целого ряда концептуальных трудов, словарей, исследований разного масштаба и научного профиля, посвященных XVIII веку (Л. Кириллина [70], М. Лобанова [93], Е. Чигаре-ва [156], О. Шушкова [164], Музыкальный Петербург [111], Г. Вдовин [24]), свидетельствует о том, что возникла потребность на современном этапе «прочитать» и оценить его культуру заново, с иных позиций осознать значимость ведущих композиторов и стилевых течений, открыть важную историческую роль творчества второстепенных фигур- Очевидно, созрела необходимость продолжить поиски смысла культуры, образцы которой до сих пор остаются для нас источниками гармонии и красоты. В искусствоведении заметно стремление к коррекции существующих мнений и даже явное противостояние утвердившимся оценкам1.
Вспышка интереса к данному периоду в последнее время обусловлена рубежным, переходным характером эпохи. Смена общественно-исторических типов культуры и, как следствие, стилевых формаций (завершение барокко, вызревание новых просветительских тенденций и расцвет классического стиля) - все это составляет бурную, разноликую картину художественно-эстетических и мировоззренческих поисков времени. Притягательно для ис-
1 Впрочем, еще в конце 70-х годов прошлого века С. Рыцарев писал: «Наше столетие изучает “каждый день” века Просвещения, воссоздавая и реконструируя его подлинный рельеф, а не ту очищенную схему, которая досталась нам в наследство от музыкальной мысли минувшего столетия» [138,5].
22
2. Специфика сентиментализма
Новая «чувствительность» (фр. - la sensibilité, англ. - sensitive, нем. -Empfindsamkeit), означала прежде всего способность к сопереживанию. Чувствовать, ощущать, интуитивно откликаться на жизненные события — эти качества становятся главным мерилом человеческой натуры. «Разве художник пишет красками? Чувством...» - говорил Ж.Б.С. Шарден надоедливому вопрошателю. Герой Н. Карамзина на слова соседки по театральной ложе: «Божественная музыка! А вы, кажется, не аплодировали?» - отвечал: «Я чувствовал, сударыня» [67,55£]. «Человек велик своим чувством», - утверждал Ж.Ж. Руссо.
Чувствительность стала синонимом человечности, то есть высоко этическим свойством. «...Никогда еще человек чувствительный, любящий умиление, не бывал опасным для своих близких», - писал А.Э.М. Гретри [цит. по: 127,207]. «Человек чувствующий, alter ego человека разумного, отличался именно способностью принимать все близко к сердцу и ощущать всякую боль как собственную», - отмечает исследователь раннеклассической музыки
О. Шушкова [163, 26]. При этом под маской чувствительности могли скрываться другие, далеко не положительные стороны человеческой природы. «Чувствительный человек мог пролить слезы при виде одной нуждающейся крестьянской семьи, но он оставался бы. холоден к хорошо продуманным схемам улучшения участи крестьянства как класса», - пишет Б. Рассел (122, 77J)14.
14 Герой «Сентиментального путешествия» Л. Стерна трогательно оплакивает умирающего осла, оставаясь равнодушным к более серьезным несправедливостям жизни. Эраст Н. Карамзина из «Бедной Лизы» - это человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным», а его слова о том, что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа» оказываются пустыми в реальных жизненных обстоятельствах. Показательны в этом смысле жизненные поступки Ж.Ж. Руссо -одного из глашатаев культа сердца. Именно он, ратовавший за воспитание чувствительности у юного поколения («Эмиль», «Юлия, или Новая Элоиза»), отдал всех своих пятерых детей в воспитательный дом. Вот оправдания Руссо после случая, когда он, уличенный в мелкой краже, указал, однако, на горничную, которую любил, в результате чего девушка была наказана: «...когда я обвинял бедную девушку - это противоречиво, но это действительно так, -моя привязанность к ней была причиной того, что я сделал. Я вспомнил о ней
Следует отметить, что создаваемая сентименталистами модель мира далека от реалистического изображения. Показательны в этом смысле часто встречающиеся пейзанские сцены в духе пастушеских идиллий («пережитки» рококо), эпизоды благородных поступков коронованных особ и высшей знати. Подобные сцены в сентиментальных операх, романах и пьесах нередко оценивают критически (особенно это типично для искусствоведов советского периода) как дань аристократической моде, приукрашивание абсолютно иной, безрадостной крестьянской жизни, как уход от реалистичности в сторону слащавой идеализации. Такой подход, конечно, слишком прямолинеен.
Очевидно, что из трех способов изображения мира, возможных для каждого художника, которые сформулировал еще Аристотель - представить вещи как они есть, либо так, как о них говорят и думают и, наконец, изобразить их такими, какими они должны быть, - сентименталисты выбрали последний. И хотя зачастую говорят о близости сентиментализма с реализмом (как о двух основных движениях просветительского искусства), суть их при более близком рассмотрении различна. Модель «действительность-искусство», характерная для реалистических направлений (ситуация, когда жизненное явление с большей или меньшей точностью изображается в художественном произведении), меняется в сентиментализме на соотношение «искусство-действительность», когда в художественном творении порождается некое явление, которое в идеале могло бы «выйти» в реальную жизнь.
Сентиментальные романы, лирико-чувствительные оперы нередко влияли на общественные манеры, «диктовали» стиль поведения и мышления в обывательской среде. Например, известны случаи, когда исполнение или упоминание о квартете из оперы А.Э.М. Гретри «Люсиль» «Где может быть лучше, чем в лоне своей семьи» смягчало нравы и способствовало созданию неравных браков.
Любопытен пример с «Юлией, или Новой Элоизой» Ж.Ж. Руссо. Автор называл самые новаторские и популярные у читателей главы своего романа
и свалил свою вину на объект, которой первым пришел мне на память» [цит. по: 122,182].
- Київ+380960830922