ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................4
ГЛАВА I
Особенности музыкальной эстетики позднего романтизма..............36
ГЛАВА II
Стилевые особенности позднеромантической мелодики................76
§ 1. Особенности инструментальной кантилены
позднего романтизма..........................................76
§ 2. Отражение монологических и диалогических
принципов в позднеромантическом высказывании.....................109
§ З.Особенности позднеромантической лексики......................137
ГЛАВА III
К проблеме «своего» и «чужого слова» в позднеромантической музыкальной культуре.............................................174
§ 1. Позднеромантическая стилизация как
тип воплощения «чужого слова»...............................176
§ 2. Воплощение жанра как «чужого слова».........................194
§ 3. Трактовка произведения как
«чужого слова» в жанре транскрипции.........................207
§ 4. Цитата как способ воплощения темы - «чужого слова»..........213
§ 5. Звукобуквенный символ как «чужое слово».....................224
§ 6. Тип мелодического движения как «чужое слово»................230
6.1. Гамма и простейшие формы мелодического движения.............236
6.2. Гамма и общие формы движения (ОФД)..........................238
§7. Выводы.......................................................243
ГЛАВА IV
Роль гармонии в позднеромантическом мелосе.......................250
§ 1. Общие тенденции взаимодействия
позднеромантической гармонии и мелоса.......................250
§ 2. Тон (мотив) - аккорд: проблемы взаимодействия...............267
§ 3. Синтагма и гармонический оборот - к проблеме взаимодействия....281
§ 4. Гармония и мелодическое развитие............................299
§ 5. Выводы......................................................318
ГЛАВА V
Фактура мелодии и мелодия в фактуре............................. 324
§ 1. Общие тенденции позднеромантической фактуры.................324
§ 2. Основные фактурные функции мелодии..........................333
§ 3. Фигурационная техника. Виды фактурного развития.............344
§ 4. Роль мелодии в фактуре......................................356
§ 5. Выводы......................................................378
ГЛАВА VI
Проявления вариантного метода в позднеромантической мелодике...383
2
ГЛАВА VII
К проблеме конфликта в музыкальном искусстве позднего
романтизма и его отражение в мелодике...........................431
ГЛАВА VIII
Мелодия в форме и форма мелодии.................................499
§1. Форма и драматургия мелодии.................................499
§ 2. Обзор основных форм позднеромантических высказываний 521
2.1. Период.....................................................521
2.2. Трехчастные формы..........................................536
2.3. Двухчастные формы..........................................544
2.4. Нетиповые формы............................................547
§ 3. Роль мелодии в форме.......................................565
Заключение......................................................580
Список использованных источников................................592
Нотное приложение...............................................654
Приложение II. «Иллюстрации»....................................704
3
Воображение богато, сильно и чудесно; существование сухо и безотрадно. Мы живем с полным сердцем в пустом мире и, ничем не насытившись уже вовсе пересыщены» [Шатобриан, 723, с. 154].
Понимание глубинной противоречивости мира является постоянным фоном позднеромантического мироощущения и многократно раскрывается во множестве антитез. Вместе с тем уже в книге Ф. Штриха отмечалось, что «всякая полярность враждебна романтикам» [Strich, 855, s. 52], а сами романтики воспринимали противоречие как нереализованный переход, проявляя при этом поразительную способность «делать ослепительные прыжки через непроходимые рвы» (Н. Берковский).
Закономерным итогом всего вышесказанного стало изменение высказывания героев. Многие свойства зрелого романтического и позднеромантического высказывания могут быть объяснены сходством с внутренней речью. Это и крайняя ситуативность, и фрагментарность, свернутость, сокращенность, сравнительно с внешней речью. Часто используется эффект вторичности внутренней речи как отклик на неизвестное слушателям высказывание -высказанное ранее оценочное суждение или вопрос. Порой запечатлены даже «муки слова» как своеобразное запечатление противоречий внутренней и внешней речи в момент высказывания.
Напомним, что в качестве источника внутреннего говорения психологи называют также нравственные противоречия, о чем уже много говорилось выше. Здесь особенно очевидна роль этической проблематики, ведь со-весть как совместное с Высшим Разумом, Абсолютной Истиной, Богом знание (ведение) о добре и зле побуждает к внутреннему монологу и беседе с внутренним голосом.
Данный феномен, хотя и присутствовал в минувшие эпохи, но относился целиком к области ритуала. В романтизме же (и в позднем романтизме в особенности) внимание к внутренней речи объясняется
70
именно стремлением наиболее полно отразить ее сокровенный, интимный мир. Ведь внутренняя речь всегда была общим выражением жизненной направленности личности и выражала убеждения, вкусы, потребности, мечты. Важно подчеркнуть, что в позднем романтизме язык понимался, как «средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее» [Потебня, 633, с. 130].
В сравнении с раннеромантическими высказываниями в позднеромантических весьма поражает гипертрофированность многих эмоций и драматизм вплоть до очевидного преувеличения общепринятых форм речи, психологического перенапряжения. Такая горячность тонуса связана, прежде всего с осознанием важности поднимаемых проблем и проповедническим пафосом многих высказываний. С другой стороны, психологическая уязвимость и ранимость романтической личности также обусловливала частое нарушение правил «хорошего тона». Важную роль здесь сыграли и интимная доверительность высказывания, при которой собеседнику понятны даже болезненные всплески чувств, резкость эмоциональных взрывов. Ведь уже не сентиментальная чувствительность, а подлинная страстность становится основой позднеромантической личности: душа романтика «не вибрирует в ответ на все призывы реальности, а лишь отзывается немногими, но сильными звуками» (Ф. Шлегель).
Важнейшим качеством поздних стилевых фаз является разрастание масштабов произведений, что закономерно вытекает из упомянутых особенностей высказывания. Сравнительная характеристика творчества Шопена и Листа, Шуберта и Малера, Шумана и Брамса позволяет отметить значительное расширение концепций и размеров самих сочинений, увеличение инструментальных составов. Если в раннем романтизме «божественные длинноты» Шуберта были скорее исключением, нежели правилом, то в позднеромантическую эпоху вместо эссе, отрывков из альбомов дневниковых записей возникают в основном масштабные
71
- Київ+380960830922