Ви є тут

Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры

Автор: 
Ван Дон Мэй
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172854
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КИТАЯ В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЕВРАЗИИ ..______________________ 24
ГЛАВА II МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КИТАЯ И ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ---------------------------------------75
ГЛАВА Ш КИТАЙСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР: ГЕНЕЗИС И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА.—....»......*.......................................... 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 148
3
ВВЕДЕНИЕ
Система торговых трасс древности и средневековья, связывавшая страны Запада со странами Востока, известна под названием Великого шелкового пути. Проблеме его возникновения и функционирования, характеру перевозимых по нему в разные эпохи товаров, освещению степени значимости отдельных региональных центров в осуществлении торговых контактов посвящено немало литературы. Менее изучен вопрос о роли Великого шелкового пути в культурном взаимодействии народов Евразии. И практически неосвещенной является проблема его значения в установлении и функционировании системы глобального взаимодействия в поздние периоды эпохи древности и на протяжении всего средневековья, структуры, охватывавшей цивилизации, кочевые народы и племена от Китая до Европы, от Индостана до Урала и Сибири.
Не претендуя на исследование столь сложной проблемы, требующей комплексного подхода, мы в своей работе стремимся изучить лишь один из многих вопросов: формирование культуры Китая с позиций влияния музыкальных контактов с другими народами, проживающими в странах по маршруту Великого шелкового пути.
Традиционное китайское музыкальное искусство без сомнения может считаться одним из самых ярких и богатых культурных явлений в этом регионе. Высокий уровень развития этой культуры, много давшей другим и впитавшей в себя от культур других народов, несомненно, вызывает устойчивый интерес исследователей многих стран. Но впервые как в российском, так и китайском музыкознании, китайская традиционная музыка исследуется сквозь призму международных музыкальных коммуникаций, возникающих благодаря Великому шелковому пути.
При этом следует подчеркнуть, что это явление действительно уникально, так как Великий-Шелковый путь представляет собой, прежде всего, сеть торговых маршрутов, тянувшихся из Японии и Китая, пересекавших Центральную Азию и расходившихся на юг в Индию и на запад через Иранское нагорье и другие территории к Средиземноморью, и возникающие культурные контакты народов, проживающих на трассах Шелкового пути, способствовали формированию музыкальной цивилизации Евразии.
Время наивысшего развития этой исторической сети коммуникаций приходится на период примерно со II в. до н.э., когда китайский посланник совершил путешествие в центрально-азиатские земли, до XIV в., когда монголы охраняли северный маршрут, проходивший через евразийские степи. На всем протяжении пути купцы торговали различными товарами: лошадьми, изделиями из драгоценных камней, стекла, слоновой кости, хлопка, шерсти и льна, пряностями, ладаном, чаем, однако, термин «Шелковый путь», введенный в XIX в. немецким исследователем бароном Фердинандом фон Рихтхофсном, обязан своим происхождением
Запад - прежде всего в бассейн Тарима, где с конца 1 тысячелетия до н.э. существовали независимые государства с населением индоевропейского происхождения. 1 век -установление постоянных отношений с Парфией. Дипломатические отношения с Западным краем способствовали регулярным торговым связям между империей Хань и странами Ближнего Востока, осуществлявшимся по Шелковому пути через бассейн Тарима.
^ ^ Контакты Китая с ближневосточными цивилизациями, которые становятся активными
'с момента функционирования Великого Шелкового Пути, не могли не оказать воздействие на развитие древнекитайской культуры, что начинает сказываться уже в первых веках нашей эры. Очень существенны были результаты культурных связей с Южной Азией, откуда во П в. в Китай через посредство стран Западного края распространился буддизм^
На смену централизованной Ханьской империи в начале Ш века пришло время Троецарствия, когда страна оказалась разделенной на три государства - Вэй, Шу и У.
В конце Ш века на юге Китая существовала китайская династия, а на севере одно за другим возникали и гибли государства, созданные кочевниками: хунну, сяньби, цянами.
Эпоха Северных и Южных династий была временем интенсивных межэтнических контактов, в результате которых значительно изменился древнекитайский этнос. ]
Полнее и ярче всего особенности феодального китайского искусства проявили себя уже на следующем этапе, когда страна вступила в пору развитого средневековья. /Новое объединение Китая завершилось созданием двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оставили в истории блестящий след. Духовная жизнь Китая пережила на протяжении трех веков высокий взлет.' Подъем испытывали разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза.[Расцвет культуры во многом был связан с развитием городов. Расширившие свои пределы китайские города, порой с многомиллионным населением, стали не только центрами торговли и ремесленного производства, но и центрами научной, художественной и музыкальной ЖИЗНИ. I
В городах сосредоточивались библиотеки, разного рода учебные заведения; создавались стихотворные и прозаические произведения. С потребностью их распространения связано изобретение ксилографического способа печатания, который в 11 веке сменился более совершенным способом печатания разборным шрифтом. Государственные деятели того времени одновременно были поэтами, ценителями искусства] Умение сочинять стихи, знание музыки считалось обязательным для всякого образованного человека. Получить должность чиновника мог только тот, кто сдал государственные экзамены на чин, причем в экзаменационное задание входило не только знание конфуцианских книг, но и знание искусства, умение слагать стихи._]
Г)
Вместе с тем при сходных чертах культура периодов Тан и Сун имела и некоторые отличия, связанные с несходством исторических судеб. Мощное и активное в своей завоевательной политике, Танское государство поддерживало связи со многими странами, в него стекались представители разных держав. Арабы и персы, корейцы и японцы обучались в столице Чанъань, иноземные купцы основывали в китайских портах свои колонии. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры.
Су некая культура сложилась уже в иной исторической обстановке. Хотя города в 10-12 веках были не менее значительными культурными центрами, чем танские, сама страна занимала меньшую территорию. Завоевания киданей и тангутов, а затем чжурчжэней отсекли сначала ее северные области, а в 13 веке монголы подчинили и все остальное государство. В связи с перемещением столицы и бегством двора в 1127 году из Кайфына в Ханчжоу Сунский период как бы распался на два тоже весьма несхожих между собой этапа - Ссверосунский (960-1127) и Южносунский (1127-1279). Для сунского времени, когда людям пришлось испытать ужасы войны, бедствия и унижения, характерным было иное, более драматическое, ощущение жизни: интерес ко всему местному, пристальное внимание к своей природе, своей С древности, своим легендам. Пути танского и сунского искусства и зодчества тесно связаны с IV судьбами, которые выпали на долю Китая в 7-12 веках.
1 Монгольское нашествие принесло стране огромные бедствия и разрушения. Почти на
I
девяносто лет с конца 13 века в Китае воцарилась династия Юань, а вся огромная его территория оказалась подчиненной чужеземной власти. Сгорели прекрасные дворцы и храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности. Настроения тоски и уныния, ностальгии по прошлому стали господствующими в среде" художников^ Хотя монгольские уу/ правители стремились привлечь ко двору выдающихся ученыД^поэ^ов^и живописцев^далеко не все принимали их приглашения. Крупнейшие^удожники^азбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Оглядываясь на достижения великих мастеров периода Сун, они культивировали старину, достижения прошлого. Однако в искусство вносили свои новые чувства, переживания. Многие картины^ приобрели иносказательный смысл. Через привычные образы природы художники говорили зрителям о наболевших и злободневных проблемах. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Эти надписи, украшающие свитки, зачастую были символами, понятными только посвященным. Сами изображения тоже были символичны. Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под напором ветра. Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы.
Период Мин (1368-1644), начавшийся после того как Китай, сбросив чужеземное владычество, снова стал самостоятельной державой, очень сложен и противоречив. В 15-16 веках страна переживает пору экономического и духовного расцвета. Растут вновь города,
п