Ви є тут

Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах

Автор: 
Бучнев Александр Алексеевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
233
Артикул:
133976
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................. 3
Глава I Место и роль технических средств в исполнительской и педагогической практике музыкантов-духовиков
1.1 Внедрение технических средств в процесс обучения как одна из
важных проблем интенсификации профессиональной подготовки отечественных музыкантов-духовиков............................. 17
1.2 Классификации современных технических средств, их функции и
роль в формировании исполнительской культуры музыканта 38
1.3 Обзор современных обучающих устройств........................... 64
Глава П Объективная оценка звучания и выразительных возможностей духовых инструментов с помощью технических средств
2.1 Методы комплексного анализа звуковых параметров духовых
инструментов.................................................. 83
2.1.1 Методы опенки звуковысотного интонирования.................... 94
2.1.2 Методы оценки динамических параметров........................ 122
2.1.3 Методы оценки исполнительского штриха........................ 127
2.1.4 Методы оценки исполнительского вибрато....................... 131
Глава 111 Повышение эффективности обучения и исполнительства на
духовых инструментах при использовании технических средств
3.1 Особенности применение технических средств на различных эта-
пах обучения музыкантов, играющих на духовых инструментах... 140
3.2 Возможности и перспектива использования технических средств в
исполнительской практике музыкантов-духовиков................ 144
Заключение............................................................. 148
Список использованной литературы....................................... 151
Приложение 1........................................................... 161
Приложение 2........................................................... 216
3
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования выступает процесс обучения музыкантов игре на деревянных духовых инструментах с помощью технических средств, а его предметом - анализ основных художественно-исполнительских средств и приемов игры на деревянных духовых инструментах на основе современных достижений в области музыкальной акустики, физиологии, психологии и эстетики художественного творчества.
Актуальность темы исследования. Общественный и культурный прогресс сопровождается сегодня накоплением новых знаний, расширением запасов интеллектуального и культурного богатства в различных областях деятельности человека. Не составляют исключения и области профессионального музыкального образования и творчества, которые находятся сегодня под влиянием научно-технического прогресса.
Теперь всё больше становится ясным, что в процесс технологической и научной динамизации, изменения социально-эстетических установок втягиваются различные сферы музыкального искусства, в том числе и область искусства инструментального исполнительства, органичной частью которой является игра на духовых музыкальных инструментах. Причем эта тенденция обусловлена как появлением новых теоретических и прикладных данных и представлений о закономерностях музыкально-исполнительского творчества, так и управления им. Это не может не требовать определенного, а, возможно, и значительного обновления многоуровнего, сложного процесса формирования инструменталистов современного типа, отражающего логику культурного развития нашей страны и, вместе с ней, уровень отечественного духового инструментального искусства.
Важнейшую роль здесь играют новые теоретические и практические идеи, новые приемы, методы, средства обучения, новые подходы, направлен-
22
отечественное методическое пособие "Основы методики преподавания и игры па духовых инструментах", написанное музыкантом на основе конспектов своих лекций по курсу методики, читаемых студентам консерватории. В этой работе был сформулирован ряд методических принципов, которые дали импульс для дальнейшего развития отечественной методики и теории игры на духовых инструментах и сыграли немаловажную роль в формировании многих поколений молодых музыкантов-духовиков. В частности, С.Розанов сформулировал следующий очень важный дидактический принцип: "В основу выработки правильной постановки (исполнительского аппарата — курсив А.Б.) игры на том или ином духовом инструменте должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры" (87, 3). Эта идея наметила путь преодоления устоявшихся эмпирических подходов в области обучения игре на духовых инструментах, открыв одновременно перспективу развития неосвоенной в то время музыкально-методической науки, которая позволила в итоге поднять научно-теоретический и методический уровень мышления отечественных музыкантов-духовиков и педагогов на качественно новую ступень развития.
Однако, несмотря на весьма скромный научный прогноз С.Розанова, методика исполнительско-педагогической деятельности музыкантов-духовиков в данном направлении эволюционировала неровно и нелегко. Освоение ее первых рубежей пришлось лишь на 50-е годы, т.е. только через 20 лет после издания методики С.Розанова.
В начале 60-х годов наряду с обобщением эмпирического опыта наметилась тенденция к изучению проблем обучения и игры на том или ином духовом инструменте на основе различных экспериментальных исследований.
Эти поиски, проведенные известными педагогами, носили в основном эвристический характер. Однако главным двигателем этих намерений исследователей явились сопоставления накопившихся наблюдений, знаний с физиче-
23
скими данными и явлениями в области звукообразования и звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте, которые остаются скрытыми от внешнего наблюдения. Отсюда появилась возможность создания новых теорий и методических установок. На этом новом для отечественной научно-методической мысли направлении посредством экспериментов были опровергнуты ранее установленные положения и выдвинуты новые гипотезы (6, 52), (57, 6). В итоге были определены следующие перспективные исследовательские направления:
- изучение физической природы генерирования (звукообразования) звука на духовых инструментах;
- качественный и количественный анализ звуковых особенностей и выразительных возможностей конкретного инструмента;
- раскрытие биофизической природы функционирова-
ния исполнительского аппарата музыканта-духовика;
- разработка и изготовление специальной исследовательской аппаратуры и ТСО.
В связи с этим есть необходимость сделать краткий анализ хода реализации этих направлений отечественными музыкантами-духовиками, начиная с 50-х годов и заканчивая последним десятилетием настоящего века.
Одним из первых смелый шаг в объективном познании тонкостей игры на духовых инструментах сделал Б. Диков, использовавший метод пневмографии в изучении функциональной деятельности исполнительского дыхания музыканта-духовика в работе ”0 дыхании при игре на духовых инструментах" (45), внеся, таким образом, заметный вклад в развитие теории и практики духового исполнительства.
В 1954 году известный сегодня педагог и фаготист Н. Карауловский в своем диссертационном исследовании "Выразительные возможности фагота" сделал первую попытку раскрыть акустическую природу фагота, опираясь на