Ви є тут

Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна

Автор: 
Асфандьярова Амина Ибрагимовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
252
Артикул:
172933
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................4
Глава I. Интонационная лексика пасторали в медленных частях фортепианнмхеонат Г айдна............................................21
§1. Образы музыкальных инструментов как атрибутов пасторали в
тематизме медленных частей.......................................23
§2. Интонационная лексика танцевально-пластического происхождения в
тематизме медленных частей.......................................38
§3. Театрально-образные значения музыкальной пасторали в тематизме
медленных частей.................................................47
§4. Роль орнаментальных структур в медленных частях..............55
Глава II. Смысловые и структурные модификации менуэта и их роль в
воплощении образов пасторали фортепианных сонат Гайдна...............68
§1.«Пластические диалоги»: изображение танца в тематизме
«менуэтных» частей...............................................74
§2. «Театральные диалоги» в тематизме «менуэтных» частей.........80
§3. «Музыкальные диалоги»: сцены и сюжеты музицирования в
тематизме «менуэтных» частей.....................................93
§4. О некоторых «скрытых» формах воплощения менуэта и их роли в
создании образов пасторали......................................107
§5. Некоторые особенности орнаментального тематизма «менуэтных»
частей..........................................................122
Глава III. Интонационная лексика и артикуляция пасторали в быстрых
частях клавирных сонат Гайдна.......................................136
§1. Воплощение галантной пасторали в тематизме сонатных а11е§гі
фортепианных сонат Гайдна.......................................139
§2. Воплощение «сельской» пасторали в финалах фортепианных сонат
Гайдна..........................................................168
Заключение..........................................................185
2
Литература.....................................................191
Приложение:
I. Нотография...................................................209
II. Нотные примеры..............................................210
3
пасторальной драмы, так и «галантных празднеств» живописи ХУИ-ХУШ веков. Естественно и их присутствие в воплощении образов пасторали в музыкальном тексте фортепианных сонат Гайдна.
Известно, что создание циавГоркестровых звучаний нередко в клавирной музыке барокко и классицизма, где обнаруживаются смысловые структуры, представляющие собой образы и сюжеты с участием сцен музицирования - реплик отдельных инструментов, ансамблевых сочетаний, имитацию тембрально-акустических особенностей исполнения (штрихов, туше и т.д.). Проблема «оркестральности» фортепианной музыки всегда широко обсуждалась и исполнителями-практиками. По словам М. Клементи, «прогресс фортепианной игры заключается в стремлении возможно лучше подражать оркестру» (цит. по: [12, с.45]). Пианисты «расшифровывают» «оркестровую партитуру» фортепианного произведения с целью определения образа и смысла произведения, поиска звуковых красок и исполнительских приемов. Роль интонационной лексики, имеющей инструментальнотембровое происхождение, и проблема ее включения в тексты клавирной музыки разрабатывалась в ряде работ на примере различных стилей [68; 150]. Тем не менее, особенности гайдновской пасторали, основой воплощения которой в фортепианной сонате являются ее темброво-инструментальные атрибуты, требуют специального и не менее детального исследования. От результатов расшифровки диаэГтембровых смысловых структур зависит верное в стилистическом отношении, специфичное для пасторали исполнительское произношение.
Основу интонационной лексики пасторали инструментальнотембрового происхождения в медленных частях фортепианных сонат Гайдна составляют несколько групп интонаций. Это: 1) интонационные формулы, основанные на воспроизведении деревянных духовых инструментов («знак свирели», «фигура неги»); 2) интонации, имеющие сигнальное происхождение («знак сотг» и «фанфары»); 3) интонации, связанные с образами струнных инструментов.
24
Наблюдения показывают, что создание пасторальных образов в сонатах Гайдна достигается, прежде всего, благодаря прямым значениям одного из самых ярких элементов идиллического языка - сюжешо-ситуативного «злака свирели». Он выступает в двух вариантах: 1)
мелодический стереотип развернутой трели и 2) ленточное двухголосые}
Сюжет поэтической пасторали со времен Феокрита и Вергилия складывался как сумма специфических мотивов из жизни героев -влюбленность, пенис, специфический «пастушеский» быт и пейзаж. В основе композиции - любовный конфликт, состязание влюбленных пастухов в пении с последующей победой-наградой. Если нет «песни» - то нет и идиллии как жанра. Исполнение стихов-песен профессиональной древнегреческой буколики было неразрывно связано с сопровождением флейтой. Непритязательная пастушеская свирель сменилась в профессиональном искусстве специально приглашаемыми флейтистами (или флейтистками), иногда и сам поэт играл в перерывах декламации.
Связанный с образами поэтической идиллии знак-интонация, свойственный духовому инструменту, участвующему в таких музыкальнопоэтических представлениях, в музыкальном тексте часто выглядит как мелодический стереотип развернутой трели. Интонация, семантическое наполнение которой - воспроизведение характерного исполнительского клише, свойственного духовому инструменту, служит «образом свирели» -неизменного атрибута пасторальных сюжетов.
Определенные характерные интонационные обороты воспроизводят типичные флейтовые штрихи и способы звукоизвлечения - чередование коротких мотивов с типичной мелизматикой (форшлаг, трель, группетто), гаммы и фигурации в высоком регистре, трель («долгая» или «расшифрованная»), другие типичные темброво-акустические приемы звучания. Такого рода клише наблюдаем в пасторальном сюжете тематизма
1 Терминология заимствована из работ Л. Шаймухаметовой [183; 185]. Как отмечает автор, интонационные формулы «знака свирели» сформировались в музыкальных текстах через имитацию тембров деревянных
25