Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. К изучению традиционной музыкальной культуры тувинцев 19
Глава 2. Теоретико-методологические вопросы анализа традиционного
мелоса................................................................42
Глава 3. Ладозвукоряды: об особенностях построения, состава...........80
Глава 4. Вопросы ладофункциональности................................107
Глава 5. Ладозвукоряды тувинских песен в контексте принципа составности
......................................................................125
Глава 6. " Коцгургап"\ опыт анализа..................................155
Заключение.......................................................... 175
Список литературы....................................................181
Приложения 1. Варианты нотных расшифровок песни "Коцгургай”...........203
Приложение 2. Йотированные примеры...................................209
Приложение 2Л. Условные обозначения..................................224
Приложение 2.2. Список информаторов..................................225
Введение
Тува - уникальный регион Центральной Азии, до настоящего времени вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Разнообразные и богатые музыкальные традиции тувинского народа сохранили свое яркое своеобразие, в том числе благодаря достаточной отдаленности от центров различных цивилизаций, вплоть до начала XX века. Будучи древнейшими кочевниками азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней архаичную культуру и мировоззрение, неповторимый музыкальный фольклор, как инструментальный так и вокальный, горловое пепкъ-хоомей и песенную культуру. В условиях современной российской действительности сохранение самобытного национального искусства разных народов, в частности, их традиционной музыки становится одним из приоритетных направлений в области культуры и искусства.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами.
Песенная традиция занимает доминирующее положение в музыкальной культуре тувинцев и до настоящего времени является активно функционирующей формой фольклора. Однако исследована она совершенно недостаточно. В трудах, посвященных песенному тувинскому фольклору, более или менее раскрыты вопросы содержания, этнографического бытования народных песен, дифференцирования на
Горловое пенис А.И. Аксенов выделил в отдельный вокальный жанр. Подчеркнем, что ученый впервые обосновал технику звукоизвлечения в хоомее, описал четыре основных его стиля и сделал расшифровки образцов горлового пения. Важно, что в монографии А.Н. Аксенова целая глава посвящена тувинским музыкальным инструментам, а также осуществлена расшифровка редких образцов инструментальной музыки виртуозного стиля.
Таким образом, в своей работе автор рассмотрел вокальные и инструментальные жанры, причем вокальную музыку он дифференцировал на собственно песни, которые могут исполняться в самых различных обстоятельствах, и непесеиные жанры, такие, как музыкальные сказки, шаманские камлания, горловое пение и др.
Существенное развитие жанровой проблематики в контексте песенной культуры тувинцев содержится в трудах З.К. Кыргыс. Продолжая традиции Е.В. Гиппиуса, З.К. Кыргыс фиксирует ранее неизвестные тушинской фольклористике образцы целого ряда жанровых разновидностей песенной культуры и впервые - по отношению к тувинскому музыкальному фольклору - предлагает разделение песен на приуроченные и неприуроченные жанры 198]. Этот же автор выделяет в отдельную группу прикрепленные к тем или иным обрядам песни, которые ранее у А.Н. Аксенова не фигурировали. К ним З.К. Кыргыс относит: мелодически речитируемые заговоры приучения самок домашних животных к приплоду; песни при сбивании шерсти; свадебные песни; колыбельные песни и мелодические речитации; погребальные песни и причитания; песни обряда моления горам; обрядовые мелодические речитации, предшествующие состязаниям в традиционной борьбе (.хуреш); кличи наездников в конных состязаниях (аып чарыжы); песни-кличи, сопровождающие традиционный обряд переплывания рек; охотничьи, бытовые и ритуальные (шаманские) звукоподражания животным и птицам [98, с. 21-22].
Предложив жанровое разделение по функциональному признаку, исследователь оговаривает некоторую его условность по отношению к
21
тувинской традиционной музыке. Так, к примеру, З.К. Кыргыс справедливо подчеркивает, что некоторые свадебные и погребальные песни, песни обряда моления горам, сопровождающие весенний сев, сбивание шерсти, песни и переклички пастухов могут исполняться на любые напевы неприуроченных лирических песен вне всякой зависимости от их традиционных структур [98, с. 22].
Лирические песни и припевки, не приуроченные к трудовым и обрядовым действиям, З.К. Кыргыс предложила подразделить на три жанровые группы: 1)узун ырлар (протяжные песни); 2) кыска ырлар
(короткие песни); 3) кожамыктар (припевки) [98, с. 63-64]. Необходимо отметить, что при дифференциации лирического песенного жанра ырлар исследователь обращается к народной терминологии, используя слова узун (букв. - долгий) и кыска (букв. — короткий). Как известно, у многих народов, например, калмыков, монголов, бурят, якутов, башкир, японцев и др. тоже встречается подобное разделение со стилистическим внутрижанровым противопоставлением. Например, в бурятском песенном фольклоре долгие песни обозначаются как уртын дуунууд, а короткие - догони дуунууд; в башкирской традиционной музыкальной культуре существуют озон кюй и кыска кюй (долгие и короткие песни), у чалканцев - узун сарын и кыска/кычаш сарын, у якутов - дьиэрэтин ырыа и дэгэрэн ырыа, у японцев -нагнута и коута и т.п.
Подчеркнем, что в тувинской фольклористике до настоящего времени классификация неприуроченных песен, фигурирующая в работе З.К. Кыргыс, остается признанной и достаточно устоявшейся. Действительно, она позволяет более тонко дифференцировать богатый песенный фольклор на основные жанровые группы и подгруппы. Однако, на наш взгляд, и она не исчерпывает всей сложности внутренней организации образцов песенного жанра. Отметим также, что новым элементом в исследовании З.К. Кыргыс является также анализ мелодического и стихового строя сказок и
22
- Київ+380960830922