Ви є тут

Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма : На примере произведений Ф. Мендельсона и М. Регера

Автор: 
Коробейников Сергей Савельевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000334942
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О СПЕЦИФИКЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ФУГИ...................16
ГЛАВА ВТОРАЯ
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУГ Ф. МЕНДЕЛЬСОНА
(НА ПРИМЕРЕ ОРАТОРИЙ “ПАВЕЛ” И “ИЛИЯ”)...........53
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О СТИЛЕ ОРГАННЫХ ФУГ МАКСА РЕГЕРА................85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................128
ПРИМЕЧАНИЯ......................................139
ЛИТЕРАТУРА......................................140
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ..................................156
2
ВВЕДЕНИЕ
Фуга как одна из важнейших музыкальных форм четырёх последних столетий доказала свою жизнеспособность в условиях различных эпох и индивидуальных стилевых систем. Её историю можно уподобить волнообразной кривой с двумя вершинами - 1-ой половиной XVIII века и XX столетием - и разделяющим их периодом спада интереса к этой форме. Представляется вполне естественным, что изучение кульминационных фаз
эволюции фуги протекало в музыкознании значительно интенсивнее. Но
Чу ? ч
это вовсе не означает, что эпо>ф классицизма и романтизма дада мало интересного и значимого для развития фугированной формы. Так, романтический этап истории фуги, воспринимающийся как длительное охлаждение интереса к ней. при более внимательном рассмотрении содержит ряд новых и важных моментов в эволюции этой формы, которые оказываются недостаточно изученными. Один из них связан со стилевым обликом фуги XIX века.
Общеизвестно, что для музыки романтической эпохи чрезвычайно характерно усиление внемузыкалыюй нагрузки на процессы драматургического развёртывания, концептуализация музыкального развития и символическая трактовка тематизма. Это связано с воздействием целого комплекса причин, достаточно подробно описанных в литературе о музыкальном романтизме. Указанные процессЕл активно воздействовали и на фугу, что для неё - как для феномена, органично вписавшегося в систему романтических форм и жанров - имело важные последствия. Эго обстоятельст во требует рассмотреть в качестве одного из важнейших проявлений стиля фуги XIX века своеобразие её семантической
стремление к его обновлению и переосмыслению прослеживается на примере творчества композиторов, принадлежащих к различным этапам романтизма, захватившего и первые десятилетия XX века.
2 и 3 главы экстраполируют полученные наблюдения на фуги Ф. Мендельсона из ораторий “Павел” и “Илия” и органные фуги М. Регера. Избранная жанровая специфика соотносится с общим контекстом творчества каждого композитора.
В заключении суммируются основные положения работы. Обобщения, касающиеся семантической трактовки фуги в творчестве романтиков, проецируются на подход к этой форме в XX веке.
15
ГЛАВА ПЕРВАЯ О СПЕЦИФИКЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ФУГИ
Как объект музыкально-критического анализа романтическая фуга занимает в современную ей эпоху место глубокой периферии. Листая многочисленные статьи Шумана, Берлиоза, Вагнера, Одоевского, Серова, Стасова. Кюи, Чайковского, Лароша, письма этих и других музыкантов романтическою века, иные материалы, включающие подчас размышления о злободневных музыкальных проблемах эпохи, мы обнаруживаем, что о фуге ими написано - в пропорции с другими формами и жанрами - чрезвычайно мало. Редкие статьи или фрагменты, специально посвящённые футе (у Одоевского или Танеева), обзоры фуг современников, предпринятые Шуманом, не меняют общей картины. И даже любовь большинства романтиков к искусству Баха не побуждала их - за немногими исключениями - к разговору в эпистолярном или музыкально-критическом жанрах об этой важнейшей форме в музыке автора "Хорошо темперированного клавира".
В немногочисленных высказываниях роман гиков о фуге легко дифференцируются две противоположные точки зрения. Иногда они - и это весьма показательно - звучат из уст одного и того же музыканта.
Первая точка зрения связана с критикой фуги. Какие же главные претензии к этой форме выдвиг аются?
Для многих романтиков фуга навсегда оказалась привязанной к учебной схоластике и этим вызывала неприятие. Особенно часто музыканты-романтики не приемлют абсолютизацию в творчестве так называемых правил фуги, которым настойчиво учат педагоги-полифонисты и которыми "кишат" все пособия по футе, но от которых настоящему художнику необходимо избавиться в силу их отандартизированности и схематичности.
16