Ви є тут

Музыкальный театр Йозефа Гайдна

Автор: 
Матвеева Елена Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
260
Артикул:
1000305877
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 4
Глава I. Театр Эстергази 11
1. Семья Эстергази 11
2. Театральная жизнь при дворе князей 13 Эстергази
3. Жизнь музыкантов капеллы Эстергази 18
Глава II. Театральная музыка Йозефа Гайдна 23
' 1. Каталог 23
2. Жанры 30
Жанровые обозначения 30
Жанровая специфика опер Гайдна 33
Классификация опер 34
Глава III. Музыкальная драматургия и 38
театральный контекст опер Гайдна
1. Либретто 38
Персонажи 39
Динамика драматургического 42
развития сюжета
2. Формирование оперного стиля 51
Гайдн и традиции итальянской оперы 51
Певцы 56
3
3. Музыкальный театр 69
Мотивная работа в операх 69
Комические черты в музыке 74
Тональная драматургия и 80
инструментовка
4. Немецкие оперы 83
“Новый хромой бес ” 85
“Филемон и Бавкида ” 89
Утерянные оперы 92
“Сгоревший дом " 94
Г лава IV. Последняя опера Г айдна 98
1. “Душа философа”. История создания 98
2. Либретто оперы 101
3. Музыка оперы 108
Заключение. Историческое значение опер Гайдна 124
Библиография 129
Приложение I. Нотные примеры 137
Приложение II. Путеводитель по либретто
итальянских опер Г айдна
*
24
освещение. После смерти князя Пауля Антона, с 25 июня 1762 года, князь Николай поднял плату до 600 гульденов + 182 гульдена 30 крейцеров на стол ежегодно. С I декабря 1771 года Гайдн начал получать дополнительный доход вином и дровами. Кроме того, за десять лет службы композитор получил от князя в виде подарков не менее 260 дукатов, т.е. 1 126 гульденов.
Когда в Эйзенштадте умер органист и композитор Франц Новотни, заведовавший церковной музыкой, его должностные обязанности поделили Гайдн и тенор Дицль: Гайдн получал “натуральную” часть платы, Дицль - денежную, составлявшую 100 гульденов. После смерти Дицля 15 ноября 1777 года Гайдн занял должность органиста единолично, но поскольку он почти все время был занят в Эстергазе, в Эйзенштадте его заменяли Иоганн Георг Фукс и Михаэль Эрнст, которым Гайдн платил из своего кармана. Но даже с учетом этого Гайдн стал третьей по оплачиваемости персоной на службе у Эстергази после главного управителя и врача. Жалование Гайдна с этого времени до 1790 года составляло 961 гульден 45 крейцеров. После смерти Николая Великолепного и роспуска капеллы ему выплачивали пенсию в 1000 гульденов и 400 гульденов жалования только за его обязательство именоваться “капельмейстером князя Эстергази”. С 1 октября 1797 года его жалование увеличивается еще на 300 гульденов, к которым ему еще полагается ежегодно новый мундир. В ноябре 1806 года доход Гайдна со стороны князя Эстергази составляет уже 2 300 гудьденов, к ним по ходатайству супруги Николая II Марии Герменегильды композитору еще полагалось некоторое количество малаги и токая для поддержания здоровья, а также он имел возможность пользоваться княжеским экипажем.
Эти цифры становятся понятнее, если сравнить их с данными о доходах и уровне жизни других музыкантов и других профессионалов той эпохи. В 1780-х годах достаточным для безбедного проживания в Вене считался доход от 350 до 500 гульденов в год. В других городах эта сумма варьировалась до верхнего предела в 600 гульденов (Веймар, Дрезден). Крестьянин имел около 75 гульденов в год, городской слуга или служанка - 15-20, фабричный рабочий - 50-60, домашний учитель или гувернер -примерно столько же; преподаватель университета - от 400 до 1000 гульденов; придворный капельмейстер императора - от 1200 до 2500 в зависимости от должности, имени и срока службы (данные приводятся по: 5апб§гиЬег, 1982, с.79-82). В.А.Моцарт в качестве придворного органиста в Зальцбурге получал около 400 венских гульденов, его отец как вицекапельмейстер - 350 гульденов; для жизни в провинциальном городе этого в общем хватало, но не более того. С 1787 года в качестве венского придворного капельмейстера Моцарт имел 800 гульденов (ранее Глюк в
25
этой должности получал 2000). Некоторые меценаты были намного щедрее императора: в 1777 году мангеймский капельмейстер Кристиан Каннабих получал 1800 гульденов, Карл Диттерсдорф в Иоганнисберге в конце своей службы - 2700 гульденов (приводится по: Landon, 1991, с. 74-75, 135). Правда, служебный оклад составлял лишь часть доходов названных здесь музыкантов: они получали также гонорары за издание своих сочинений, плату за преподавание, деньги или ценные подарки от заказчиков произведений.
Надо заметить, что князь Николай Великолепный щедро раздавал своим музыкантам подарки в виде золотых дукатов. Характерный штрих: Гайдн ни разу не получил такого поощрения за свои симфонии или камерную музыку, зато неоднократно - за оперы. Скорее всего, дело не в том, что князю не нравились инструментальные сочинения его капельмейстера, а в том, что опера в его глазах была более значительным и высоким жанром.
Оперный репертуар в Эстергазе собирался из нескольких источников. В основном партитуры покупались у Венской придворной онеры. В других городах существовали специальные оплачиваемые агенты, в обязанность которых входило разыскивать и высылать в Эстергазу новые оперы. Среди них нам известны советник Леопольд Мадзини (Leopoldo Mazzini) в Риме, который с 1775 года получал ежегодное вознаграждение от князя и снабжал его театральными, оперными, литературными и художественными новинками, пополняя не только нотную, но также книжную библиотеку и картинную галлерею Эстергазы; богемский композитор Венцеслаус Пихль (Venzeslaus Pichl) в Милане, работавший музыкальным директором эрцгерцога Фердинанда и посылавший собственные сочинения и произведения других композиторов в Венгрию. В Болонье поэт Пьетро Джакомо Мартелли (Pietro Giacomo Martelli) нанимал певцов для оперной труппы Эстергази. Но наиболее важным среди княжеских агентов был граф Якоб Дураццо (Jacob Durazzo), в то время - австрийский посол с Венеции. Он был хорошо известен в музыкальных и художественных кругах и был управителем придворной оперы в Вене. Его жена приходилась родственницей жене князя Николая Великолепного: обе - урожденные графини Вайссенвольф. Родственные отношения связывали семью Эстергази также и с другим титулованным информатором, графом Ламбергом (Lamberg), который иногда привозил оперы из Неаполя. По этой географии понятно, что в репертуаре Эстергазы преобладали онеры итальянских композиторов.
Впрочем, поначалу было несколько иначе. В 1760-х годах оперные спектакли были редким событием и Гайдн сам справлялся с сочинением опер - в 1763 году был исполнен “Ацис”, в 1766 - “Певица”. Начиная с 1768 года в Эстергазе появился постоянный оперный театр, но до 1776