Содержание
Введение.....................................................................3
Глава 1. Духовная музыка отечественных композиторов 60-90-х годов XX столетня сквозь призму
диалога с каноническими традициями..........................................15
1. Общая характеристика духовной музыки в XX веке...........................15
2. Канонические первоисточники и способы их музыкального
претворения.................................................................24
3. Особенности трактовки литургических жанров и певческих
стилей......................................................................57
Глава 2. Ду ховные сочинении Георгия Свиридова в контексте литургических традиций......................................................83
1. История создания духовных опусов Свиридова ............................ 83
2. Канонические первоисточники и способы их музыкального претворения........95
3. Особенности трактовки богослужебных жанров и певческих стилей...........102
4. Характерные черты стиля духовных хоров Свиридова...................... 143
Глава 3. Аналитические этюды 165 ,
1. «Евангельская проповедь»................................................166
2. «Дом Пресвятой Богородицы» 185 w
3. «Два образа ученичества»................................................195
Заключение.................................................................205
Литература.................................................................213
Нотное приложение..........................................................235
2
Введение
XX век в отечественном музыкознании отмечен пробудившимся интересом к духовной музыкальной культуре, возрождением её многовекового наследия в широком историческом контексте - от древнейшей традиции знаменного пения до произведений «новейшей» церковной музыки. Круг вопросов, попавших в поле зрения современных музыковедов, достаточно широк и многозначен: жанры и тексты, стилистика и стили, архивы и произведения. Вся проблематика свидетельствует о необходимости всестороннего знания в этой области музыкальной науки. В ряду многих вопросов «литургического музыковедения» большое значение приобретает период конца XX - начала XXI столетия.
Глубокий интерес композиторов и слушателей конца XX века к русской духовной музыке продиктован многими предпосылками. С одной стороны, в многомерности современной атмосферы человеку очень нелегко ощущать себя как гармоничное целое - мозаичность окружающего мира скорее порождает такое же разорванное ощущение своего собственного «я». Все чаще стремление человека найти утерянную целостность проявляется в обращении к своим корням, к вечным вопросам бытия, к религиозной философии и духовному искусству.
С другой стороны, во многом усиление интереса к религиозной культуре было связано с двумя важнейшими историческими событиями: торжественным празднованием 1000-летия христианства на Руси и 2000-летия Рождества Христова. При этом к XXI веку число разнообразных жанров, в которых композиторы создавали духовные сочинения, только увеличивается. Авторы, обращаясь к духовной тематике, находили и находят до сих пор всё новые и новые способы раскрытия данной темы.
В числе авторов, в наибольшей степени воплотивших в своем творчестве идеалы духовности и нравственности, безусловно особое место занимает Георгий Васильевич Свиридов. Между тем, если отдельные стороны его авторского наследия и получали истолкование в специальной научной
литературе, то духовная музыка композитора долгое время находилась в тени.
3
солирующим тенором, а хоровое сопровождение без текста на гласную «д»); интонационно (в «Херувимской» из Божественной литургии В. Успенского соло диалогически соотносится с хроматизированным движением в узком диапазоне остальных голосов).
В ряде случаев солист выступает как «голос из хора», наиболее ярко выражающий музыкальный образ, но не противопоставленный хоровой фактуре, а украшающий ее дополнительной тембровой краской. Так происходит, например, в хоре «Храни меня, Боже» из концерта «Псалмы Царя Давида» Б. Подгайца: тенор соло выступает как наиболее яркий голос всей хоровой ткани, совпадая с хором и по тексту, и по ритмической организации:
Пример 5 «Псалмы царя Давида III. Храни меня, Боже» Е. Подгайц
Ш
Р
=Ej -у “Л тпр
Хра-ни ме-н ^ 5 /j , , - .. , 1Я, ■ Бо - же, Г Г F *—— и-бо я -4 —L- 1—1—' 1— на Те-бя у-по 771р 4 U ва - ю. -s=A—jjfe-
Хра-ни ме-ня, Р •4V 5 -у- S Бо - же, -Г № #- 0 t—t -f - и-бо я ж d — на Те-бя у-по тР -т. |4=d= { ! • - ва - ю. -у--'2--"
Хра-ни ме-ь F •я, Бо - же, • и-бо я на Те-бя у-по - ва - ю.
Достаточно часто используется и вокальный ансамбль. Однако это уже не связано с традицией вокальных трио, а вызвано в основном стремлением к хоровой красочности, и такие ансамбли всегда противопоставлены полнозвучному хору. Например, в Прологе из «Литургических песнопении» Ю. Фалина ансамбль четырех солистов (сопрано, альт, тенор, бас) находится в обрамлении мощных хоровых эпизодов на ff , что придает звучанию данного фрагмента особую контрастность после мощного начала части шестиголосным хором fff солирующие голоса воспринимаются особенно щемяще, интимно-доверительно, и призыв «воспряли, окаянный к Богу» приобретает особенно личностную окраску: Пример 6 «Литургические песнопения. Пролог» Ю.Фалик
29
Соло
Уск_ ргуа_ гм, о_ ка_ уап_
вос„по, мя_ иув сво_
у05_ро_ туа_ пиу 5УО„
постепенно усиливая эвучиосзь ,
30
- Київ+380960830922