2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................5
Глава 1. Стихирарь «Дьячее око» в церковно-историческом контексте
1.1. Состав и функции списков Стихираря месячного..................25
1.2. Эталонные Стихирари «Дьячее око» и время их создания..........37
Глава 2. Песнопения русским «римлянам» в Стихираре «Дьячее око»
2.1. «Римское царство» в месяцеслове Стихираря.....................57
2.2. Служба Антонию Римлянину......................................60
2.3. Песнопения Меркурию Смоленскому...............................75
Глава 3. Царский титул и царское родословие в музыкально-поэтических
текстах Стихираря
3.1. «Царь» как «Nomen sacrum».....................................93
3.2. Истоки царского родословия и стихира Рождеству Христову......107
3.3. Династическая линия русских князей и ее отражение в музыкальной гимнографии.......................................................121
Глава 4. Основатели русского и греческого христианских царств
4.1. Славник на литии и четыре редакции службы князю Владимиру... 135
4.2. Греческое царство в Стихираре и служба царю Константину......147
Глава 5. Царственные гимнографы
5.1. «Творения» царя Ивана IV как феномен средневекового музыкальногимнографического творчества......................................163
5. 2. Тропарь из службы преподобному Никите Столпнику
Переяславскому..............................................180
5. 3. Тропарь святому князю Михаилу Черниговскому и авторство царя Ивана Васильевича.................................................205
5.4. Служба преподобному Антонию Сийскому - «творение» царевича Ивана Ивановича.................................
220
3
Глава 6. Происхождение и художественное оформление эталонных Стихирарей
6.1. Москва или Соль Вычегодская?................................237
6.2. «Древо жизни» и «тварный мир» в художественном оформлении
Стихираря «Дьячее око»......................................253
6.3. Стихирарь «Дьячее око» в контексте историко-литературных и
художественных памятников второй половины XVI в.............269
Заключение.............................................................279
Список использованной литературы.......................................294
Список рукописных источников ...................................... 322
Приложения
1. Описание рукописи Кирилло-Белозерского собрания Российской
национальной библиотеки Кир.-Бел. 586/843....................326
2. Месяцеслов Стихираря «Дьячее око» из рукописи РНБ.
Кир.-Бел. 586/843........................................... 348
2а. Алфавитный указатель имен русских, славянских и литовских
святых к Стихирарю «Дьячее око» из рукописи РНБ.
Кир-Бел. 586/843........................................ 393
3. Свод списков ХИ-ХУН вв стихиры Рождеству Христову «Августу единовластельствующи на земли». Глас 2............................400
4. Свод песнопений службы святым равноапостольным Константину
и Елене......................................................405
5. Микроциклы на литии в службах русским святым: количество стихир и их гласовая принадлежность.................................... 409
6. Нотированные тексты певческих циклов из Стихираря «Дьячее око» РНБ. Кир.-Бел. 586/843............................................412
' «Месяца мая 21. Святых великых царей и равно апостолом царя
47
Судя по размещению материала внутри книги, можно сделать вывод, что Стихирарь создавался в три этапа. Первоначально был записан основной корпус песнопений на каждый день календаря. Причем полноте церковного годового круга придавалось большое значение. И если составители не располагали музыкально-гимнографическим материалом в честь того или иного святого, они включали сюда либо только уставные указания, либо богородичен и (или) крестобогородичен. При этом составители заранее планировали расширение и дополнение Стихираря, и на втором этапе работы, после окончания составления основного корпуса книги, на листы, оставленные чистыми, были записаны дополнительные песнопения, не вошедшие (в соответствующих местах календарного круга) в службы наиболее почитаемым святым и праздникам. Так, после основных песнопений сентябрьских служб записаны тексты с роспевами Индикту и Симеону Столпнику, Рождеству Богородицы, Обновлению храма, Воздвижению креста, великомученику Никите, Сергию Радонежскому, Иоанну Богослову, Савватию Соловецкому. Октябрь дополнен песнопениями Покрову Богородицы, апостолу Анании, Роману Сладкопевцу, святым отцам Семи Вселенских Соборов, Димитрию Солунскому, Козме и Дамиану.
Третий же этап работы над рукописью, судя по почерку, осуществлялся одним человеком. Условно назовем его редактором. Просмотрев всю книгу, он сделал примечания к ней, вынеся их на нижние поля листов. Эти примечания указывают на то, что какие-либо песнопения тому или иному празднику «писаны в конце сего месяца». Причем примечания эти носят систематический характер. Ни одна, дополненная на втором этапе работы, служба не пропущена редактором. Кроме того, он счел необходимым внести и свои дополнения. Его рукой записаны и служба «на освящение храма» (л. 33), и песнопения празднику Собор Пресвятой Богородицы (л. 345), апостолам Петру и Павлу (л. 742 об., 743), Прокопию Устюжскому (л. 824 об.), Зосиме и Савватию Соловецким (л. 969), Иоанну Предтече (л. 968 об.). Перу этого же «редактора»
48
принадлежат и все дополнительные статьи - «Выписка стихам мудрым розводным...» (970), «Фиты розводные <...> охтайные» (л. 981) и «Фиты розводные <...> на владычнии праздники» (л. 982).
Все это свидетельствует о тщательности работы над рукописью, особом отношении к ее составлению. Изложенные выше наблюдения позволяют сделать вывод, что создание рукописи Строг. 44 было явлением неординарным. Стремление составителей включить в ее состав максимальное к тому времени количество песнопений (в том числе и песнопения службы Василию Блаженному), использование бумаги, предназначавшейся для создания Лицевого Летописного свода, - все это говорит об особенном ее статусе. Стихирарь «Дьячее око», игравший существенную роль в ежедневном богослужении, был создан около 1589 г., когда в России была учреждена патриархия и первый патриарх Московского царства совершил свое первый канонизационный акт, причислив к лику святых Василия Блаженного.
Обратимся к другому Стихирарю «Дьячее око», созданному также в царствование Федора Ивановича, - РНБ. Кир.-Бел. 586/843. В отличие от Строг. 44, в эту рукопись, наряду со Стихирарем, включены практически все певческие книги, необходимые для богослужения: Ирмологий, Октоих, Обиход, Стихирарь постный и цветной. Причем все они самого полного состава.
Как отмечалось во Введении, рукопись давно введена в научный оборот. Общая характеристика всего кодекса была дана в статье, написанной автором настоящей работы совместно с Р. К. Хачаньян [174]. Однако в процессе более основательного изучения этого уникального и весьма объемного памятника появились новые наблюдения, расширяющие и уточняющие уже известные представления о нем.
Зга рукописная книга, как и две предыдущие, содержит певческий материал, который мог использоваться в разных условиях: в монастырях, в соборах, в приходских церквях. В певческих книгах, вошедших в сосгав
- Київ+380960830922