Ви є тут

К феномену стиля современного композитора-баяниста : на примере сочинений Владимира Зубицкого

Автор: 
Карташов Виктор Дмитриевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301967
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Стилевые особенности музыки Владимира Зубицкого
1.1. Феномен стиля как эстетическая категория 15
1.2. Тсматизм и основные способы его развития 20
1.3. Роль гармонии в процессе формообразования 26
1.4. Основные типы фактуры 36
1.5. Специфика претворения фольклорных традиций 43
1.6. Об особенностях ритмики 45
1.7. Функции тембра 48
1.8. Сонорика и алеаторика 56 Глава 2. Вторая соната «Славянская»: структурная
организация и стилистический анализ 63
Глава 3. «... in modo di jazz-improvvisazione»
3.1. Искусство импровизации и циклическая форма 96
3.2. Композиционные особенности Первой партиты 102
3.3. Специфика взаимодействия формы и тембра 111 во Второй партите
Заключение 127
Библиография 136
Приложение
Схема баянных регистров 145
Нотные примеры 146
Список основных сочинений В. Зубицкого 153
Видеоприложение 157
2
Введение
История музыки помнит и бережно хранит имена музыкантов, повлиявших на ход всей мировой культуры, а также располагает примерами удивительного единства казалось бы несовместимых вещей, доходящего порой до гениальной иронии Музы. Так стихи известного музыкального критика XIX века Релыптаба, оппонента Шумана в литературных публикациях, положены на музыку Шубертом. Композитор - ярчайший представитель романтизма, автор стихов - категорический противник этого направления в искусстве. Благодаря такому «несовместимому единству» мир узнал Серенаду, одно из самых известных сочинений Шуберта. Пианисты нередко утверждают, что фортепианные миниатюры Чайковского недостаточно «пианистичны», но в то же время Игумнов и другие выдающиеся исполнители убедительно опровергают это мнение. В свою очередь, в музыке прочно и обоснованно закрепился эталон определённых «пианистичных» композиторов (Шопен, Лист, Скрябин), композиторов-симфонистов (Бетховен, Чайковский, Шостакович), мастеров полифонии (Бах, Регер) и т.д., которые ощущали особенности музыкального инструмента и музыкальной ткани не только с точки зрения рационального, выдающегося профессионализма, но и на уровне гениальной интуиции, что позволило говорить о них как о музы кантах-эпохах.
Если рассматривать баянный репертуар в этом широком ракурсе, то следует отметить, прежде всего, молодость инструмента. Но, несмотря на данный факт, репертуар, созданный за последние 50-60 лет, уже позволяет делать выводы о перспективах его развития в дальнейшем. Более того, этот полувековой промежу ток условно можно соотнести с небывалым расцветом музыкальной культуры в России в течение всего XIX века. Конечно, баянная музыка ещё находится в поисках своих создателей и жанровых путей, но говорить о современных композиторах, пишущих наиболее «баянную» музыку, думается, есть уже все основания.
3
Отдельные положения работы представлялись на Первой и Второй международных научно-практических конференциях «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (Астраханская государственная консерватория, ноябрь 2006 и ноябрь 2008), «Музыка в ряду искусств: параллели и взаимодействия» (Астраханская государственная консерватория, октябрь 2008), на международном симпозиуме, посвящённом 80-летию А. Вижинтаса «Этническая традиция с современной музыкальной культуре» (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, май-июнь 2010).
Основные положения и результаты исследования отражены в 6 научных публикациях, общий объём которых составляет 1,9 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка литературы и Приложения, в состав которого вошли схема баянных регистров, нотные примеры, список основных сочинений Зубицкого и диск DVD-Video «Виктор Карташов играет музыку Владимира Зубицкого».
14
Глава 1
Стилевые особенности музыки Владимира Зубицкого
1.1. Феномен стиля как художественно-эстетическая категория
На сегодняшний день никем не оспаривается тот факт, что понятие стиля в музыке многогранно. Исследователи едины во мнении, что стиль представляет собой «единство системно организованных элементов музыкального языка, обусловленное единством системы музыкального мышления как особого вида художественного мышления» [50, с. 117]. Следовательно, стиль можно рассматривать как полипластовость, внутри которой существуют различные уровни функционирования музыкального мышления: речь идёт о стиле конкретного исторического этапа (как целостной системе), стиле определённых инонациональных культур, об индивидуальном композиторском стиле в рамках конкретной школы или направления. Основополагающим во всех этих случаях является «объективное художественное единство, связывающее в целостный стиль всю многоликую группу рассматриваемых явлений. И это единство в виде подчас тончайших нитей родства, так или иначе, пронизывает вес стороны произведений - в музыке оно сказывается и в тематизме, и в музыкальном языке, и в формообразовании. Проявляется оно в образном строе произведений в целом, в творческих традициях композитора, в его отношении к жизни, к слушателям, к исполнителям» [75, с. 10]. Стиль в широком смысле слова подразумевает «ступени в историческом развитии музыкального искусства» [там же, с. 13] и включает в себя комплекс различных компонентов, их со-бытие: личность композитора - музыкальное произведение - исполнителя - слушателя - собственно звучащая музыка, воплотившаяся в конкретном звукомузыкальном образе и отражающая тандем с эстетическими установками её автора-создателя. Конкретизированной «реальностью» в данном информационно-смысловом ряду является непосредственно музыкальный текст, в результате исследования которого возникает обобщённое представление о стиле. Следовательно, стиль должен интерпрс-
15