Ви є тут

Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX - начала XX веков

Автор: 
Ендуткина Ольга Федоровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172864
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1. СПЕЦИФИКА ПРОГРАММ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАР ГИН...............11
1.1. Образный строй и типы картинных программ.................12
1.2. Композиционные принципы в программах музыкальных картин 32
Глава 2. СИСТЕМА СРЕДСТВ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ...............40
2.1. Основные виды звукоизобразительности.....................41
2.2. Фонический уровень музыкальной ткани как основной носитель образного содержания картинной музыки...................................50
2.3. Воплощение звукоизобразительных средств в музыкальных картинах русских композиторов..........................................63
а) звукоимитативы...........................................63
б) звукокинемы..............................................72
в) звукоколорирование.......................................79
Глава 3. ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ
КАРТИНАХ.....................................................82
3.1. Принцип «мозаичной» композиции...........................84
3.2. Принцип перспективы......................................89
3.3. Принцип обрамления.......................................95
Глава 4. ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАРТИН.............................104
4.1. Пейзаж......................;...........................104
4.2. Портрет.........................*.......................114
4.3. Массовая сцена..........................................125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ..................................................140
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................161
ВВЕДЕНИЕ
Проблема жанров - одна из вечных и неисчерпаемых как в музыкознании, так и в искусствоведении в целом. Эволюционные процессы - рождение и исчезновение жанров, сквозное развитие и преобразование, дефиниция и взаимовлияние - определяются их динамичной природой, что обуславливает постоянное внимание ученых к данному вопросу. Жанровая система отличается неравнозначностью отдельных видов. Если магистральные явления, такие как опера, симфония чаще всего находятся в поле зрения ученых, то другие жанры не всегда получают должное освещение, оставаясь на периферии исследовательских интересов.
К последним относится музыкальная картина, зародившаяся во второй половине XIX века в симфоническом творчестве русских композиторов. Первые подобные сочинения трудно назвать точно, но предположительно, это были музыкально-характеристическая картина «Фауст» Рубинштейна (1854), затем - музыкальная картина «1000 лет» Балакирева (1861), названная во второй редакции симфонической поэмой «Русь».* Представленный в творчестве нескольких поколений - композиторов «Могучей кучки», 1880-х годов, пройдя путь становления, этот жанр к рубежу Х1Х-ХХ столетий оказался сложившимся со своими специфическими признаками. Его классические образцы, созданные в данный период, стали основой развития музыкальной картины в XX столетии, как в русской музыке, так и других национальных школах.
Согласно определению, приведенному в музыкальной энциклопедии, картина - это симфоническое одночастное программное произведение, отражающее объекты и явления действительности - пейзажные, портретные и др. Хотя в истории музыки есть отдельные примеры, когда картиной называли
В зарубежной музыке определение «музыкальная картина» стало применяться только с 1920-годов (например, симфоническая картина Ж. Ибера «Валенсия», 1922). Хотя многие, созданные ранее симфонические поэмы вполне можно было бы называть картинами: «Мазепа» и «Венгрия» Листа, Ноктюрны Дебюсси и др.
В. Калинников. «Кедр и пальма»
(стихотворение А. Майкова «Кедр и пальма» - из Г. Гейне)
«Инеем снежным, как ризой покрыт Кедр одинокий в пустыне стоит.
Дремлет могучий под песнями выоги,
Дремлет и видит - на пламенном юге Стройная пальма растет и с тоской Смотрит на север его ледяной.»
Отметим и использование здесь поэтического сравнения («инеем...как ризой») и олицетворения («песнями вьюги»), способствующих расширению пространственности образа.
Говоря о средствах усиления описательности, важно указать на специфику фольклорных текстов: народных сказаний, сказок и былин. Уже при прочтении они как бы сами по себе звучат нараспев, что является следствием использования в них устойчивых сказочных форм, непосредственным образом отражающихся на динамике описания, делающих его ритм плавным, мягким, неторопливым. Например, такому уточняющему описанию служит
традиционная в фольклорных текстах формула «живет, растет». В ней,
/
примененной уже в начале программы картины Лядова «Кикимора», заложено настроение, характер развертывания повествования:
А. Лядов. «Кикимора»
(из «Сказаний русского народа» И. Сахарова)
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит ей сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустачьчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора...»
18
Постоянное, несколько назойливое уточнение временного параметра {«от утра до вечера», «с вечера до бела света») как бы прерывает общее течение повествования, замедляет его, оттягивая появление событий.
Наиболее яркая в этом отношении программа картины «Садко». Характерная для жанра былины структура предложений с обратным порядком слов создает эффект торможения. Инверсивна почти каждая часть сложного предложения следующего типа - «сказуемое + подлежащее». Этот прием, нарушающий обычную расстановку слов, акцентирует внимание читателя на объекте, выделяет его:
Н. Римский-Корсаков. «Садко»
(из былины о Садко - новгородском госте)
«Стал среди моря корабль Садко - новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю морскому, и поплыл корабль своим путем-дорогою.
Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми и увлек его Царь морской в свое царство подводное. А в царстве подводном шел большой пир: Царь морской выдавал свою дочь за Океан-море. Заставил он Садко играть на гусельках, и расплясался Царь морской, а за ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхнулось Океан-море и стало ломать-топить корабли... но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилась пляска, и море затихло.»
Замедлению действия в немалой степени способствует указание на события прошлого. Ретроспекция позволяет автору отстраниться от изображаемого, увидеть события со стороны, не зависеть от сиюминутного настроения, а значит, преподнести описываемый сюжет наиболее объективно. Например, в стихотворении в прозе Тургенева «Нимфы» прошлое приходит в виде предания к главному герою произведения: созерцание пейзажа навеяло