Ви є тут

Регент Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато : жизнь и литургическое творчество

Автор: 
Балуева Наталья Вениаминовна
Тип роботи: 
жизнь и литургическое творчество
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
324
Артикул:
172630
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Министерство Культуры Российской Федерации Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского Кафедра Истории русской музыки
на правах рукописи
Балуева Наталья Вениаминовна РЕГЕНТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ФОРТУНАТО: ЖИЗНЬ И ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент Н.Г. Денисов
Москва - 2006
история Западной Церкви - В. В. Вейдле (1895-1979) литургика, латинский - Ф. Г. Спасский (?-1979)
Из перечисленных преподавателей А. В. Карташев, прот. Василий
Зеньковский, епископ Кассиан и Л, А. Зандер относятся к «старшему»
поколению, остальные - к «среднему». Было еще и «младшее» поколение
педагогов: отец Алексей Князев (Ветхий Завет), отец Николай Куломзин
(Новый Завет), К. А. Ельчанинов (древне-греческая философия, еврейский),
отец Борис Бобринский (основное богословие).
В этом списке первое место по праву принадлежит Антону
Владимировичу Карташеву. Фото 7.
«Это был человек невероятных способностей и замечательного
таланта красноречия... Он в своей жизни соединял политику с богословием,
поскольку считал, что жизнь состоит из всех элементов» [там же, с. 7-8].
Родившись в 1875 г., А. В. Карташев весьма значительную часть своей
жизни прожил в дореволюционной России. Он преподавал в Санкт-
Петербургской Духовной Академии, был оберпрокурором Священного
Синода при Временном правительстве, принимал активное участие в
организации и проведении Поместного Собора 1917 года, после чего был
арестован и, по освобождении, уехал в Париж. Именно Антон Владимирович
прочитал первую лекцию в Богословском институте 30-го апреля 1926года -
по праву старшего профессора и основателя духовной школы. Карташев был
блестяще эрудирован и, помимо Истории Церкви, прекрасно знал Ветхий
Завет и мог читать Священное Писание как на греческом, так и на еврейском ♦
языках. Но учащиеся любили его не только за эрудицию и красноречие - он умел соединить историю и богословие с сегодняшней жизнью Церкви] О. Михаил вспоминает его слова: «Кто-нибудь из вас займется французским православием».
«Я это сделал по отношению к англичанам. Но это был абсолютно жизненный вопрос... Вся моя жизнь ушла на пересказывание этого вопроса. Моя способность к языкам позволила мне «орудовать» английским языком,
перекладывать песнопения на английский, преподавать взрослым и детям. Так философия ставит вопросы жизни» [64].
Другой замечательной фигурой в этом сонме корифеев был прот. Василий Зеньковский. Подобно Карташеву, он сочетал научную, педагогическую и общественную деятельность. Обладая особым даром работы с молодежью, отец Василий многие годы был председателем РСХД. Примерно в то же время, когда был основан Богословский институт, в Париже стали проходить первые съезды христианского студенческого движения. Их лозунг - «воцерковление жизни» - стал центральным, определяющим не только для самих «движенцев» (так в Париже называли членов РСХД), но и для всех православных русских, живущих на Западе. И к этой мысли постоянно возвращался Зеньковский - к мысли о взаимодействии православия и жизни, то есть к тому, что составляет христианскую культуру.
«Он очень сильно и много говорил о культуре. Говорил..., что каждый человек, если он живет в Евангелии,...просветляется светом Христовым. Результатом этого является культура человека - как он живет, как он относится к людям. Вот этот момент культуры мне кажется сугубо центральным для мысли отца Василия и, наверное, для всего современного века» [62, с. 8].
Мысль о христианской культуре оказалась таким же зерном, брошенным на благодатную почву, как и мысль о «французском православии». Ответ на вопрос: «Должны ли христиане строить что-то из
материала мира?» - звучал для Михаила Фортунато всегда утвердительно.
*
«Я стоял постоянно на клиросе и озвучивал, музицировал что-то -конечно, мне казалось, что каждый день нужно что-то строить. И вот то, что мы открыли А. Кастальского, например, это мне доказывало, что культура должна быть. Должны быть формы жизни, которые просвещены христианством... Кастальский стоит в той же линии осмысления многоголосия в свете христианства... Задачи культуры мне прямым образом
39