Ви є тут

Камерно-вокальное творчество С.И. Танеева : Опыт текстологического исследования

Автор: 
Ганенко Надежда Сергеевна
Тип роботи: 
Опыт текстологического исследования
Рік: 
2005
Артикул:
172786
179 грн
Додати в кошик

Вміст

о
%
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Романсы и «стихотворения» С. И. Танеева:
страницы истории создания в ..................................... 18
зеркале архивных материалов
\
Глава 2. Камерно-вокальные сочинения С.И. Танеева: текстологическое описание..........................................55
Глава 3. Наблюдения над творческим процессом
С.И. Танеева в камерно-вокальном жанре............................137

Заключение....................................................... 195
Список литературы.................................................199
Архивные материалы............................................... 219
Список сокращений ............................................... 225
ПрНЛО/КСНИН.
Приложение I
Хронологическая таблица камерно-вокальных сочинений С. И. Танеева..227 Текстологическое описание рукописей
камерно-вокальных сочинений С. И. Танеева.........................241
* Обозначения темпов в рукописях и изданиях
камерно-вокальных сочинений С. И. Танеева.........................271
Сочинения Танеева.................................................279
Приложение II
О Танееве - ученом-тскстологе.....................................313
Приложение III
Из эпистолярного наследия.........................................323
Приложение IV К биографии Танеева
4 (о современниках композитора).....................................376
3
Введение
Творчество Сергея Ивановича Танеева - явление уникальное для художественной культуры России рубежа веков. Феномен личности С. И. Танеева, сыгравшего важную роль в истории русской музыки, глубоко и точно охарактеризовал П. И. Чайковский. В 1891 году, когда еще не были созданы лучшие произведения Танеева - симфония с-то11, опера «Орсстся», кантата «По прочтении псалма», ряд камерно-инструментальных ансамблей, хоров, романсов, фортепианных опусов (в том числе прелюдия и фуга то11) - Чайковский писал: «Ты, одним словом, не только художник, но п мудрец (выделено мной. - Н. Г.); и от комбинации этих двух' качеств я предвижу блистательные плоды» [201, 174]. Слова Учителя оказались пророческими.
Ученик и друг П. И. Чайковского, Танеев сформировался в эпоху, связанную с идеалами романтизма, и п дальнейшем передал заветы этого поколения музыкантов своим ученикам - «романтикам активно чувствующей души» С. В. Рахманинову и Л. И. Скрябину. При этом сам Танеев ориентируется главным образом па классические образцы, тогда как романтические черты его стиля не лежат на поверхности. Рациональность, стройность и логическая ясность присущи не только мышлению Танеева, но в целом свойственны и его музыке. Интеллектуально-философское начало стало одним из ведущих в творчестве композитора. С именем Танеева -композитора и музыканта-ученого связан новый и важный прилив интереса к искусству полифонии, кантатно-ораториальиым жанрам в отечественной музыке.
Восхищение современников вызывал Ганеев - пианист, в игре которого не было «никакой аффектации, вычурности: все выражено просто и естественно, изящно и благородно. Что-то “античное”, “эллинское” чувствуется в этом удивительном чувстве меры, с каким артист, не насилуя
лиризм - отличительные свойства поэзии Полонского» [128, 169\.
Подчеркнем: таковы п типологические черты музыки Танеева. И для композитора, и для поэта была характерна сдержанность лирического высказывания. «<...> В сдержанности чувства - и сильная и слабая стороны лирики Полонского, - писал его современник Поливанов, - слабая - потому, что она не поражает, не зажигает всякого читателя; нет в ней того жала, которое уязвляет и неподатливую для поэтических впечатлении натуру: оттого слава такого поэта не громка, круг читателей не обширен. Но есть и сильная сторона такого таланта: произведения его охотно перечитываются по нескольку раз; не поражая с первого раза, они, при многократном возвращении к ним, нравятся более и более» [128,118\. Последние строки как будто повторяют характеристику Танеева, данную Б. Асафьевым: «Сочинения Танеева, а в числе их и романсы его, подобны хорошим стихам, в которые надо неоднократно вчитываться, и каждый раз это ведет к открытию еще более главного, еще более важного в них, тогда как первое впечатление указывало только на мастерство, ум и строгость стиля» [11, 81].
Но, пожалуй, главное, что привлекало 'Ганеева в Полонском - тяга поэта к идеалу: «<...> Любовь к добру и истине, вера в закон любви, добра и истины - основное идейное богатство поэзии Полонского» [128, 44]. Подчеркнем: стремление к свету, совершенству, истине пронизывает творчество обоих художников.
* * *
Все романсы, изданные при жизни композитора, собраны им под определенными опусами. Сам Танеев не называл ни одного опуса циклом. Однако между романсами одного опуса можно обнаружить многие связующие нити38, которые позволяют расцепить их как циклы39.
,х Танеев не единственный придавал особое значение тем или иным принципам объединения вокальных сочинений в опус. «В 1896 голу юрист Густав Офюльс задумал выпустить сборник всех текстов, когда-либо положенных Брамсом па музыку, и
Десять романсов op. 17 написаны Танеевым в разные
годы и не имеют между собой сюжетной связи. Все сочинения (за исключением 4-х романсов на тексты Шелли в переводе Бальмонта) созданы на тексты разных поэтов: Л. Толстого, М. Щербины, Л. Фета, П. Некрасова, Стскстти в переводе Эллиса. Подготавливая романсы к изданию (1905 год), Танеев не только выбирает лучшие из уже написанных вокальных сочинений, но и перерабатывает произведения, начатые в предыдущие годы, например, «Бьется сердце беспокойное», «Ноктюрн». Композитор располагает романсы в опусе в определенной тональной последовательности по принципу контраста - образного и жанрового.
Обратим внимание на четыре первых романса, которые, думается, можно рассматривать как субцикл, некий цикл в цикле. Это впечатление усиливает обращение к одним соавторам - поэту Шелли в переводе Бальмонта40.
В романсах ор. 17 отсутствует сюжетное развитие, но все они, несмотря на то, что создавались в разные годы (за исключением романсов «Мечты в одиночестве вянут», «Пусть отзвучит», работа над которыми была начата в 1895 году41), - «Островок», «Мечты в одиночестве вянут», «Пусть
композитор высказал пожелание, чтобы тексты шли и той же последовательности, как в его произведениях. Тем самым Брамс дал понять, что объединение несен в опус, какими бы разнородными очи ни казались, хорошо им обдумано»,- отмечает в статье Людвиг Фиишср. (Цит. по: Фиптер JI. Песни Брамса // Музыкальная академия. 1999. № 3. - С. 220.).
39 JI. 3. Корабслышкова рассматривает хоровые произведения, объединенные композитором в опусы 27, 35, как циклы. См.: Кораисльпикова JI. Проблема цикла в поздних хорах // Советская музыка. 1981. № 12. - С. 84-89.
40 Л. 3. Корабслышкова выделяет четыре романса ор. 17 «Островок», «Мечты в одиночестве вянут», «Пусть отзвучит», «Блаженных снов» в «маленький цикл внутри опуса», отмечая стилевое единство поэтических текстов романсов (стихи Шелли в переводе Бальмонта). При этом исследователь не рассматривает общие композиционные принципы построения вокальных миниатюр, речь о которых пойдет ниже [91, 72].
41 Отметим, «гго даже черновые рукописи этих романсов (Б1 № 272) выполнены схожим почерком, расположены па двойном листе вертикального формата (на л. 1-