Ви є тут

Северокавказское вокальное многоголосие : типология певческих моделей

Автор: 
Вишневская Лилия Алексеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303145
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1. Внемузыкальные предпосылки северокавказского вокального многоголосия................................................31
1.1. Историческая специфика северокавказской культуры...............32
1.2. Природно-акустические истоки северокавказского
вокального многоголосия.............................................39
1.3. Ритуально-обрядовые смыслы северокавказского
вокального многоголосия.............................................51
1.4. Северокавказское вокальное многоголосие
в контексте этнической культуры этикета.............................66
Глава 2. Выразительные и содержательные закономерности северокавказского вокального многоголосия..............................81
2.1. Семантика северокавказского бурдона...........................82
2.2. Семантика солирующего компонента многоголосия.................96
2.3. Общая характеристика интонационно ритмической
системы многоголосия...............................................120
2.4. Интонационно-ладовые архетипы.................................130
2.5. Некоторые особенности «позднефольклорного»
интонирования и ладообразования....................................149
2.6. К проблеме варианта в северокавказском вокальном многоголосии.....................................................174
Глава 3. Основы полифонического мышления
в северокавказском вокальном многоголосии.............................194
3.1. Типология многоголосия в контексте
ранних форм полифонии..............................................195
3.2. Композиционно-драматургические
и формообразующие принципы многоголосия
в контексте диалога и монолога.....................................214
3.3. Северокавказская вокальная полифония в контексте взаимодействия монодийных
и гармонических принципов мышления ................................253
Заключение............................................................. 298
Библиография .........................................................310
Приложение............................................................355
Нотные примеры .......................................................356
Указатель нотных примеров ............................................453
Схематическое отображение признаков
северокавказской певческой модели.....................................461
Аудиоприложение (треклист)............................................471
і/
ВВЕДЕНИЕ
Многоголосие в музыке устной и письменной традиций - неисчерпаемая тема музыкознания и этномузыковедения. По-прежнему актуальны вопросы происхождения многоголосия, соотношения народных и академических его видов в инструментальной и вокальной музыке, взаимодействия монофонии (одноголосия) и полифонии (многоголосия).
В трудах многих отечественных и зарубежных исследователей акцентируется положение о древних восточных корнях разнообразных форм вокальной полифонии. Основанием послужили многочисленные примеры многоголосных традиций народов Африки, Океании, Азиатского континента, Индонезии, Полинезии, тюркоязычных и ираноязычных народов. Так, Мариус Шнайдер пишет: «Полифония в античные времена проникала по узкому коридору через Полинезию, Индонезию, Сиам, Ассам в Иран, на Кавказ, в Турцию и на Балканы. Мы точно не знаем, где возникла полифония, но совершенно ясно, что она достигла Европы в более поздние годы и что вследствие этого Европа её не изобрела. Европа очень хорошо развила её, но она не может похвастаться тем, что создала её. Географическое распространение этого исторического течения доказывает, что восточная полифония существовала до расцвета арабской музыки» [цит. по: 99, с. 107].
Не столь однозначную оценку влияния древнего Востока на музыку народов Европы находим в работах К. Квитки, неоднократно обращавшегося к проблеме исторических связей славян и народов азиатского Востока. Учёный отмечал ложность идеи генетической преемственности музыки европейских народов с восточными цивилизациями: «Квитка считал, что идея «с Востока свет!» получила своё распространение в работах лишь потому, что обычно музыка азиатских народов рассматривается не синхронно с музыкой Европы, а в целом ставится на первое место перед объяснением античной греческой теории» [126, с. 284]. На основе изучения ладовых систем пен-
3
Геометрические типы орнамента

О
треугольник
ромб
квадрат
круг
/\ЛАЛЛ зигзаг, волна
ГГУ~У~Г~\1
розетки
Растительные типы орнамента
V двулистник
«классический трилистник»
его варианты
тип трилистника, более приближенный к реальным формам
переходный тип трилистника к тюльпану
46
стилизованно-профильное изображение тюльпана V г? (золотое шитьё, узор войлочных ковров,
металлические украшения)
ромашковидные розетки
Зооморфные и антропоморфные типы орнамента
«классический» мотив «бараньи рога»
<©йг> варианты «бараньих рогов»
<^5> «баранья голова»
«рога вола»
«оленьи рога»
стилизованное изображение птиц
антропоморфный мотив: поза «оранта»
Обобщенно-символический тип орнамента, композиционная однотипность и лаконизм, схематичная техника воссоздания природных форм на основе законов пропорции, повторов, симметрии, ограниченного количества элементов - существенно отличает это искусство от живописи. Орнаментальный стиль народов вскрывает генетические связи с «неофициальным» Востоком - периферийной культурой тюрков, которая «навсегда осталась
47