Ви є тут

Непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре (к проблеме влияния хоровой звучности на качество певческого голосообразования)

Автор: 
Лукишко Анатолий Иосифович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
133163
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 4
ГЛАВА I. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОСА И ИХ АКУСТИКО-
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ...............................15
§1. Обзор специальной литературы по проблеме исследования ....................................................15
§2. Функциональная взаимосвязь слуха и голоса как основа непроизвольных изменений силы и тембра голоса в хоре.................................................28
§3. Некоторые результаты экспериментального изучения
феномена Ломбарда и эффекта Томатиса ........ 38
3.1. Изменение силы голоса под влиянием на слух
звуками различной интенсивности ................... 38
»
3.2* Изменение тембра при воздействии на слух звуками различного спектрального состава .................. 44
Краткие итоги 1-й главы.......................................... 52
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ . КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОЛОСОВ И ХОРА В ЦЕЛОМ ОТ УСЛОВИЙ
СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ ПОЩЙХ..........................55
§1. Количественные и качественные характеристики звукового поля, воздействующего на слух певца в хоре. . 57
1.1. Интенсивность звукового поля в хоре ............... 57
1.2. О качестве маскировки в хоре ...................... 71
§2. Изучение изменений в характере голосообразования
под влиянием звучания хора и его отдельных голосов . 76
2.1. Изменения в звучании голосов отдельных певцов . 77
2.1.1. Сравнительные наблюдения за поющими
соло и в хоре............................. 77
2.1.2. Самонаблюдения певцов ...................... 84
- 3 -
2.1.3 Сравнительные наблюдения в условиях
лабораторного эксперимента ................... 91
2.2. Изменения тембра общехорового звучания при целенаправленном изменении условий слухового самоконтроля поющих..................................102
Краткие итоги 2-й главы .......................................... III
ГЛАВА Ш. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОШ
И ПРАКТИКЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ ...................... 115
§1. Непроизвольные усиления голоса, и форсированное
пение в хоре........................................115
§2. Непроизвольные изменения голоса и нивелирование
тембров в хоровых партиях ............................... 126
§3. О специфике воспитания певца в хоре.................135
3.1. Современное состояние вопроса о специфике воспитания певца в хоре ............ 136
3.2. Возможности слухового самоконтроля и развитие певческих голосов в хоре ................... ..... 143
§4. Расстановка певцов в хоре как средство обеспечения
оптимальных условий для слухового самоконтроля ... 153
ВЫВОДЫ.......................................................164
СПИСОК ЛИТЕРАТУШ.............................................169
ПРИЛОЖЕНИЕ I.................................................181
ПРИЛОЖЕНИЕ П.......................'...............................187
бристыми голосами, чтобы придать звучанию слабой партии большую тембровую насыщенность, В таких случаях эффект влияния отдельных голосов на качество звучания партии, а следовательно, и всего хора становится особенно наглядным.
В специальной литературе говорится также о возможности положительного влияния одних голосов хора на звучание других. Так,
Т.Н. Овчинникова отмечает благотворное влияние голосов опытных певцов на звучание голосов неопытных (99)# М.Ф. Зариненая считает, что участник хора быстрее приобретает правильные певческие навыки, когда рядом с ним или сзади его располагаются певцы правильно формирующие звук и предлагает широко использовать данное явление в хоровой практике (49.20-21). Например, с целью исправления дефектов тембра голоса того или иного участника хора, она советует "посадить рядом с поющим хорошим звуком другого, поющего, например на горле, предлагая второму все время прислушиваться к правильному пению соседа" (49.20). Более того, автор рекомендует использовать в хоре целую систему влияния одних голосов на другие с помощью определенного расположения участников коллектива.
Изучение специальной литературы показало, что данные по интересующей нас проблеме содержатся в небольшом количестве публикаций. Обращает на себя внимание их исключительно эмпирический характер. Об этом свидетельствует отсутствие ссылок на научные исследования, а также отсутствие описания методики изучения данного явления. Указанные материалы содержатся исключительно в методических работах, или в разделах научных работ, имеющих методический характер. Они фрагментарны и потому не дают целостного представления о рассматриваемом явлении.
Однако, даже имеющиеся данные представляют значительную ценность в плане постановки проблемы. В частности, заслуживает вни-
- 20 -
мания тот фант, что явление непроизвольного изменения голоса подмечено практиками на различных уровнях: как под влиянием хоровой звучности, так и под влиянием отдельных голосов хора.
Отмечая благотворное влияние хоровой звучности, авторы публикаций (8; 99; 95; 98; 67; 26; 19; 23; 123) говорят о непроизвольных изменениях лишь в общем плане, не указывая, что же конкретно изменяется в звучании голоса. Знание того, какие параметры певческого звука подвергаются изменениям под воздействием хоровой звучности, несомненно представляет определенный практический интерес.
Важно для практики и научное объяснение механизмов положительного влияния хоровой звучности на качество певческого голосо-образования.
Как уже указывалось, в специальной литературе имеется две различные точки зрения по данному вопросу. В одной из них высказывается предположение, что хоровая звучность, как акустической феномен, способна оказывать прямое воздействие на функцию гортани певца, возбуждая в ней резонансные колебания и, таким образом, перестраивая ее работу (8).
В основе второй точки зрения лежит мнение, что положительное влияние на звучание голоса оказывает заглушающее воздействие хоровой звучности: потеря певцом в хоре слухового самоконтроля дает ему возможность выявить естественные, лучшие качества своего голо-са (95)Т/.
Поскольку обе приведенные точки зрения высказаны в плане гипотез и не имеют аргументированных доказательств, то можно счи-
^ данная точка зрения сформирована под влиянием описанного И.И.Де-видовым опыта применения в его фониатрической и педагогической практике приема искусственного заглушения певцов (69).