Содержание
Введение................................................................ 3
Глава I.
Антон Веберн и музыкальная культура Австрии XX века
1. Австрийская художественная культура начала XX пека................ М
2. Из истории хороного исполнительства в Австрии..................... 30
3. Веберп-дирнжёр.................................................... 40
Глава II.
О стилевых н композиционных особенностях хоровых сочинений А. Веберна
1. Обзор хоровых сочинений Веберна................................... 52
2. Музыкальный язык кантат........................................... 64
3. Вокальные формы, полифонические техники...........................81
4. Особенности метроритма в Кантате ор. 31........................... 100
Приложение к Главе 2
Серийные схемы....................................................... 109
Глава Ш.
Додекафония и хоровое пенне
1. О специфике хорового звучания..................................... 116
2. Вопросы исполнения
• Звукообразование и звуковедение................................. 129
• Штрихи, артикуляция............................................. 132
• Ансамбль........................................................ 135
• Динамика ....................................................... 141
• 11роблемы строя и интонации..................................... 143
• Дикция и орфоэпия............................................... 155
• Задачи дирижера. ............................................... 157
3. Некоторые проблемы интерпретации.................................. 162
Вместо заключения
Хоровая додекафония после А. Веберна................................. 174
Литература.............................................................. 184
Приложения
1. Перевод текстов.................................................. 195
2. Схемы расположения хора........................................... 200
3. Интервью.......................................................... 203
Аудиоприложения
1. Упражнения на примере разучивания серии из Кантаты X» 2 ор. 31... 211
2. Записи хоровых сочинений Веберна. Дирижёр - Р. Крафт ,
3. Записи хоровых сочинений Веберна. Дирижер - Г1. Булез
2
ВВЕДЕНИЕ
С именем великого нововенца Антона Веберна связана одна из знаменательных страниц музыкального искусства XX столетия. Не будет преувеличением сказать, что творчество Веберна в целом, а также его вклад в становление идей додекафонии столь значимы, что открытые им перспективы определили пути развития Новейшей музыки и озарили творчество нескольких поколений современных композиторов. Недаром Пьер Булез, оценивая последний опус Веберна - Вторую кантату, называл её «непреднамеренным завещанием» потомкам и указывал, что она «открывает необозримые перспективы и без сомнения должна рассматриваться как одно из ключевых произведений современной музыки, благ одаря богатству своих возможностей для будущего». «Целое поколение, - утверждает лидер Второго авангарда, - будет признавать это произведение как одно из своих существенных исходных пунктов: как поэтически, так и технически оно является началом новой концепции музыки самой по себе»1.
Хоровая музыка как часть творческого наследия Веберна привлекает внимание, прежде всего, своей уникальной новаторской спецификой, выраженной в разнообразии форм претворения техники додекафонии. Хотя Веберн - автор всего пяти опусов в хоровом жанре, все они позволяют в равной степени проследить эволюцию композиторского стиля и его отношения к хору как носителю новой эстетики звучания. Для погружения в мир вебернов-ской хоровой музыки потребовалось не только раскрыть собственно композиционные методы тех или иных сочинений, всесторонне проанализировать их, но и рассмотреть исторический контекст современной Веберну эпохи, а также австрийской хоровой культуры, в которую музыкант был прочно укоренён, будучи практикующим дирижёром (как и Шёнберг). Анализ деятельности Веберна-дирижёра позволяет не только проследить историю исполнений хоровых произведений композитора, но и понять, какими принципами он руководствовался в своей исполнительской практике и спроецировать этот опыт на возможные способы интерпретации его музыки сегодня. Эти наблюдения могут оказать пользу в понимании ве-берновского хорового творчества, а также сочинений близкой ему стилистики.
Данная диссертация имеет практическую направленность, как в силу избранного ракурса, так и благодаря тому, что написана дирижёром-исполнителем, много лет выступающим как в составе, так и во главе хоровых коллективов, исполняющих современную музыку как значительную часть репертуара. Этот опыт, или взгляд «изнутри»
1 См.: Петрусёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М., 2002. С. 313.
3
бытия, в котором невозможно достичь единого слитного звучания. Доминирует поэтика неразрешенного диссонанса.
К одной из существенных особенностей фоносемантического уровня в лирике Тракля следует отнести технику аллитераций и заключенный в пей принцип «теории соответствий» (correspondances). Это явление, сформулированное и введенное в обиход французским поэтом — символистом IJJ. Бодлером становится одним из ключевых в «закодированном» художественном мире Тракля. Творческий принцип поэта нашел выражепие в идеи словесно-музыкалыюго «симфонизма»: единении звука и смысла (выражающее те глубины, которые открываются обращенному к ним человеческому созпанию, так что их можно не только видеть, но и слышать, чувствовать, созерцать и понимать).
Еще одним важным аспектом лирики Г. Тракля является проблема музыкальной динамики в его стихотворениях. Важно подчеркнуть, что в динамической шкале Г. Тракля музыкальные звукообразы, относящиеся к сфере тихого звучания, встречаются значительно чаще. Звукообразы в ею стихотворениях становятся объемными и стереофоничными как «звуки в разреженном и полном невидимой энергии пространстве Антона Веберна»22. Сравнение поэзии Г. Тракля и музыки выдающегося композитора - «нововепца» не случайно. Их объединяет стремление к «максимальной экспрессии в минимальных формах»23 и предельной выразите/гьности каждого звука.
Ещё один поэт, эстетика которою оказалась созвучна мироощущению Всбсрна-композитора - Стефан Георге - один из крупнейших поэтов серебряного века немецкой поэзии. Родился в Бингене на Рейнс, но провел свою жизнь в скитаниях, не захотел вернуться на родину, в Германию, когда там пришел к власти фашизм, и умер в 1933 году в Швейцарии. Был знаком с видными французскими поэтами-символистами, в частности со Стефаном Малларме и Полем Верленом.
Вокруг Георге постепенно складывается интеллектуальный кружок, ставший своего рода духовно-эстетическим орденом. В «кружок Стефана Георге» входят многие известные в Германии деятели культуры: поэты, писатели, университетская элита, художники: Фридрих Гундольф, Людвиг Клагес, Карл Вольфскель, Альфред Шулер, Эрнст Бертрам и др. С 1892 по 1919 году Георге издавал журнал «Blattcr fur die Kunst» («Листки искусства»), предназначенный для закрытого круга читателей, составленного по приглаше-
22 Цит. по: Михайлов Л. Из источника ослиной культуры. Золотое ссчсннс. Der goldene Schnitt: Австрийская поэзия XDC-XX веков в русских переводах / Прсдисл. A.B. Михайлова. М., 1988. С. 33.
2J Лисса С. Проблемы времени в музыкальном произведении. М., 1965. С. 332.
20
ниям постоянных членов, о чем сообщалось на его титульном листе. В «Листках искусства» публиковались великолепные переводы французских символистов, Данте, сопстов Шекспира, выполненные Георге и его учениками. Члены «кружка Стефана Георге» именовали себя «космистами» и пропагандировали собственные эстетические концепции, придерживаясь определенного стиля поведения, свойственного «инициированным». Подражая своему вождю, они даже облачались в строгие балахоны, напоминавшие церковные облачения, как бы демонстрируя тем самым свою принадлежность к чему-то иному, таинственному, магическому.
Мысль основать кружок, центром которого должен был стать сам Георге, пришла к поэту с началом новой фазы творчества, с 1899 года. Литературовед Клункер считает справедливым рассматривать кружок Георге как поэтическую школу, члены которой принимали стилистические и содержательные элементы представлений самого Георге и присоединялись к его взглядам на поэзию24.
В ранний период творчества Веберн также соприкасался с поэзией Рихарда Дёмеля (1863-1920) - поэта-импрессиониста.
Новые веяния появились и в публицистике. Большую роль в литературе сыграл выпускаемый в Вепе с 1899 года журнал «Факел», его редактором был Карл Краус. Веберн был знаком с драматургом и счи тал его одним из самых ярких сатириков в истории австрийской литературы.
Показательным для состояния литературы конца XIX - начала XX вв. было возникновение двух разных художественных концепций, ориентировавшихся на романтизм и античность (в ином варианте - па классицизм). С неоромантизмом связано творчество Р. Хух 1890-1900-х годов, некоторые пьесы Г. Гауптмана, произведения молодого Г. Г'сссе, ранние романы Я. Вассермана, Б. Келлермана и др. Идеалы классицизма привлекали П. Эрнста и В. Шольца.
В области драмы наиболее выдающимися были в то время венцы Г. Гофмансталь, А. Шницлер, немецкие писатели Г. Гауптман и Ф. Венедикт. Драматург и актер Франц Венедикт открыл некоторые приёмы в области драмы, которые были отчасти восприняты экспрессионистами. Это касается как драматургической техники создания отдельных образов и сцен, так и выведения им в качестве центрального образа «демонической женщи-
24 Kluncker K. Das geheime Deutschland, lieber Stefan George und seinen Kreis. Bonn, 1985. S. 114.
21
- Київ+380960830922