Ви є тут

Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку

Автор: 
Светлакова Наталья Игоревна
Тип роботи: 
к проблеме влияния джаза на академическую музыку
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
152
Артикул:
172749
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА И ЕЕ ОТГОЛОСКИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ................................................10
1.1 Джаз в Европе: появление и развитие......................13
1.2 Периоды раннего и традиционного джаза и его отражение в музыке композиторов академического направления.................16
1.3 Hot джаз, свинг и другие джазовые направления второй четверти XX века у европейских композиторов......................30
ГЛАВА II. РЕГТАЙМ И ДРУГИЕ ТАНЦЫ АМЕРИКАНСКОЙ ЭСТРАДЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ..........................37
2.1 Французская линия реггайма: Дебюсси, Равель, Мийо, Сати, Онеггер.................................................38
2.1.1 Регтайм и кекуок в пьесах Дебюсси................38
2.1.2 Рег-тсмы в фортепианных концертах Равеля.........43
2.1.3 Жанр регтайма у Мийо.............................46
2.1.4 «Jack in the box» Сати...........................53
2.1.5 Эстрадно-джазовые элементы у Онеггера............54
2.2 Джаз и творчество немецких композиторов: Хиндемит, Хартман,
Шульхофф.....................................................56
2.2.1 Регтайм, шимми и вальс-бостон у Хиндемита........56
2.2.2 «Джаз-токката и фуга» Хартмана...................60
2.2.3 Эстрадно-джазовые танцы в творчестве Шульхоффа...63
2.3 Регтайм в музыке Стравинского............................65
2.4 Шостакович и эстрадно-джазовые жанры.....................78
ГЛАВА III. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ В ДЖАЗОВОМ РЕПЕРТУАРЕ И ИХ НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ В СОЧИНЕНИЯХ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ........................................87
3.1 Самба, танго и другие латиноамериканские танцы у Мийо....88
3.2 Танго у Шульхоффа........................................92
3.3 Черты танго в произведениях Стравинского.................93
ГЛАВА IV. БЛЮЗОВЫЕ СТРАНИЦЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И СВИНГ.............................................................96
4.1 Блюз у Равеля............................................97
3 .
4.2 Блюзовые черты у Мийо...............................99
4.3 Блюз у Стравинского................................104
4.4 Блюз-фокстроту Шостаковича.........................105
4.5 Свинг и блюз у Шульхоффа...........................107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................112
БИБЛИОГРАФИЯ................................................115
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................123
*
\
»
котором опубликовали свои первые статьи пионеры джазовой критики Карлос Радзицки и Роберт Гоффен.
В Англии джаз стал обретать популярность на рубеже первых двух десятилетий. С появлением в английской столице Southern Symphony Quintet Луиса Митчелла англичане познакомились с несколькими программами в духе менестрельного театра и народной негритянской музыки. В 1917 году Луис Митчелл прибыл в Лондон с классическим для джаза инструментальным составом Jazz Kings. Jazz Kings был первым джазовым оркестром, выступившим на европейском континенте, а его гастроли во Франции послужили в 20-е годы стимулом для распространения джаза в этой стране. Столь же значимым явлением на французской эстраде стали концерты американского джаз-банда Гарри Пильсера, который выступил в 1918 году в кабаре «Casino de Paris», и легендарной негритянской певицы и танцовщицы Джозефины Бэйкер с оркестром Клода Хопкинса в 1925 году.
Надо отметить, что в Англии уже в начале века сформировалась национальная школа джазовых интерпретаторов. Среди первых профессиональных европейских джазовых коллективов можно выделить оркестр Боба Драйдена и основанный в 1921 году оркестр Джека Хилтона. Среди лучших солистов того времени должен быть упомянут Нат Гонелла, вместе с его диксиленд-бэндом The Georgians. 11о манере игры Гонелла был близок Луи Армстронгу, который оказал на него непосредственное влияние.
Важным событием в сфере джаза для Англии стало учреждение специализированного музыкального журнала «Melody Maker» (1926), вокруг которого объединились многие джазовые музыканты и возникли многочисленные джазовые ансамбли. За «Melody Maker» последовали другие профилированные периодические издания «Jazz Journal», «Jazzbeat», «Crescendo» и «Jazz Monthly».
В 20-е годы к числу стран, «покоренных» джазом, присоединилась и Германия: здесь джаз «проник не только в увеселительные заведения крупных и мелких городов. Он сумел войти в сентиментальную немецкую оперетту и даже в немецкий «танцбэнд»15.
Что касается России, то о джазе в нашей стране услышали еще в конце XIX века. В 1873 году в Петербург приехала американская негритянская
15 Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. — М., 1974. — С. 45.
капелла Fisk Jubilee Singers, которая до этого гастролировала в Европе. Затем по объективным историческим причинам о джазе забыли, но ненадолго. В 1926 году вышел сборник статей «Джаз-банд и современная музыка», в котором приводились высказывания по данному вопросу зарубежных музыковедов и музыкантов, в том числе JI.Грюнберга, П.Грэйнджера, Д.Мийо, С.Серчингсра. В том же году состоялось выступление негрооперстты под названием «Шоколадные ребята» в сопровождении Сэма Вудинга. Это шоу надолго определило форму джазового концерта с непременным участием чечеточников и солистов. Другой ансамбль секстет Фрэнка Уитерса с саксофонистом Сиднеем Беме, подсказал идею импровизации.
Создание собственных джазовых ансамблей в СССР относится к середине 20-х годах и связано с коллективами под руководством В.Парнаха, А.Цфасмана, Г.Лансберга, Л.Теплицкого. Первый коллектив познакомил публику с произведениями американских композиторов Дж.Гершвина, Керна, Юманса, т. е. не с самим джазом, а с музыкальными произведениями, созданными под его влиянием. Джаз-капелла исполняла произведения молодых советских композиторов — А.Животова, С.Кагана, Г.Терпиловского. В 1929 году был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л.Утесова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля джаза, связанного с массовой и эстрадной песнями. Для совместной работы Утесов привлек молодого композитора И. Дунаевского, в содружестве с которым и создал первые значительные программы: «Джаз на повороте» и «Музыкальный магазин».
Эти программы подверглись в печати того времени живому обсуждению. В основном музыкальные критики и общественность отнеслись к ним отрицательно. Так, например, в программу «Джаз на повороте» Утесов и Дунаевский включили четыре рапсодии для оркестра на темы популярных песен народов СССР, но даже при всей оркестровой изобретательности такого выдающегося мастера аранжировки, каким был композитор Дунаевский, эти рапсодии не воспринимались как интересное явление. В следующей сатирической программе «Музыкальный магазин» под видом критики буржуазного музыкального искусства были поданы в джазовом виде отрывки из произведений русских композиторов-классиков. Все это, как справедливо отмечалось в печати, могло иметь временный успех только у