Ви є тут

Вольфганг Рим. Портрет композитора

Автор: 
Гайкович Марина Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Артикул:
172510
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение. Вольфганг Рим в контексте современной музыкальной культуры. Обзор литературы. 3
Глава первая. Вольфганг Рим. Личность художника.
1.1. Этапы творческого становления. 25
1.2. Эстетические позиции Вольфганга Рима: тексты и высказывания 36
1.3. Творческий процесс композитора: эскизы и рукописи 47 Глава вторая. Из наблюдений над методом и с шлем Вольфганга Рима на примере отдельных сочинений.
11.1. Обзор жанров 5 8
11.2. Взаимодействие с традицией — на разных уровнях музыкальной концепции
и языка 64
11.3. В поисках собсгвенного «Звука» 77
ІІ-4. IЦиклический принцип сочинения различные формы претворения 93
II.5. Методы конструктивной организации вре.меннбго просгранства композиции 108 Глава третья. Музыкальный театр Вольфганга Рима.
ITT. 1. Эволюция музыкально-сценического творчества Рима в контексте течений современного театра. 124
III.2. В традициях экспрессионистского музыкального театра: Якоб Ленц. 127
Ш.З. От экспрессионистской драмы к театру абсурда: Гамлет-машина. 131
III.4. Музыкальный театр Вольфганга Рима — Антонена Арто. От танцевальной поэмы к «театр) без слов»: Тутугури - Завоевание Мексики - Séraphin. 136
Заключение 166
Синеок литературы 167
Приложение 1
Вольфганг Рим. Список основных сочинений 176
Приложение 2
Хайнер Мюллер. Гамлет-маши на 183
Антонен Арто. Театр жестокости (Второй манифест) 189
Антонен Арто. Театр Серафима 193
Шарль Бодлер. Театр Серафима 197
V
lined си и с. Вольфганг Рим в контексте современной музыкальной культуры. Обзор литературы.
«Всемогущий с безграничном фантазией»1. — эта характеристика Вольфганга Рима, произнесенная немецким музыковедом Рейнгольдом Бринкманом в торжественной речи по поводу вручения композитору музыкальной премии Эрнста фон Сименса — самой престижной премии в области музыкального искусства, — как нельзя более точно отражает сущность творчества Рима. Наделенный ярчайшей индивидуальностью композитор покоряет и слушателя, и профессионала мастерством, достойным его великих предшественников. Самый молодой композитор из всех, Klo когда-либо получал премию фонда Сименса, на самом деле достиг невозможного: он творит «свою музыку», органично сосуществуя с иными музыкальными системами и течениями. Подчиняясь исключительно собственным творческим побуждениям, он способен легко воспринимать, черпать импульсы в окружающем художественном мире.
Не вызывает сомнения, что Вольфганг Рим (род. 1952) — самый «состоявшийся» композитор своего поколения в современной Германии (и, осмелюсь добавить, во всем мире) Этот факт очевиден как для публики, так и для критики; того 7ке мнения придерживается даже большинство его коллег. Болес того, некоторые из них полагают, что для немецкой музыки Рим представляет вершину, которую вряд ли удастся преодолеть в ближайшее время . Определения «успешный, признанный, знаменитый» соседствуют в высказываниях о Вольфганге Риме с эпитетами самой превосходной степени, среди которых нередко попадаются «великий» и даже «гениальный». Среди тех. «кто во все горло пропагандировал Новую непосредственность — ее еще называют Повой простотой — Рим единственный, кто обладает свойствами, которых ожидают от великого композитора: способности к обновлению и продолжающемуся дыханию, к сохранению собственной музыкальной первозданносги и суверенитета»3.
Творчество Вольфганга Рима охватывает все слои музыкальной жизни Германии — в театре, в концертном зале, на радио или в записи его музыка представлена так широко, как ни у кого из его современников. Произведения его одинаково востребованы как на фестивалях современной музыки, так и в повседневной концертной
1 Brinknnmn it Stichworte, Momentaufnahmen, Zitate // 2003 Hmst von Siemens Musikpreis. Wolfgang Kiliin. München. 2003. S. 90.
7 Cm.: Ualmkopf С-S. Rihm — cm ticsamt kunstwerk? // Albdruck. Zugriff. Differenzen. Der Komponist Wolfgang Rihm ihgb. vqn Wolfgang Hofer Muinz. 2003. S 10 ' Mohnkopf C-S. Rihm'— ein GcsamtkunstucikV // Op. cit. S. 16.
самым значительным композитором его поколения. Так, Герман Данузер, автор ведущего исследования о музыке XX века еще в начале восьмидесятых годов отмечал особое художественное значение творчества Вольфганга Рима в истории западноевропейской музыки, характеризуя его как представителя «захватывающей сложности музыкального неомодерна, который возникает в поле напряжения между модерном и постмодерном»55.
Творчество Рима нередко привлекает внимание музыковедов как в контексте истории музыки XX века в целом, так и при рассмотрении отдельных проблем современной музыкальной культуры; его сочинения все чаше становятся объектом специальных исследований. При этом большое внимание уделяется высказываниям композитора: ведущие музыкальные издания Германии всегда с особым интересом и уважением публикуют мнение композитора по различным вопросам.
Несколько крупных монографий, вышедших на рубеже XX и XXI веков, охватывая историю музыки прошедшего столетия, не просто посвящают музыке Рима отдельный раздел, но и выделяют самого Рима в качестве своего рода «точки отсчета», Так. исследование Жана-Ноэля фон дер Вайда (Jean-Noel von der Weid), названное «Музыка XX века», имеет подзаголовок: «От Клода Дебюсси до Вольфганга Рима»56, что безусловно подчеркивает, по мнению автора, определенный статус композитора. его заметную роль в музыкально-историческом процессе. И это при том, что на страницах этого исследования затрагиваются сочинения более чем трехсот композиторов разных национальных школ. Точно так же известный немецкий музыковед и журналист Ханс-Клаус Юнгханирнх (Hans-Klaus Jungheinrich) в книге «Наш музыкальный двадцатый век»57 выделяет две крайние и важнейшие но его мнению вехи эпохи, обозначив в подзаголовке: «от Рихарда Штрауса до Вольфганга Рима». Обладая профессионально журналистским взглядом на события, не лишенным известной иронической окраски, автор привлекает самые разнообразные факты из истории музыки XX века, в том числе и наиболее значительные моменты в развитии популярной музыки. R результате возникает весьма оригинальная, насыщенная историческими и культурологическими аллюзиями музыкальная картина эпохи. Вместо предисловия Юпгхайнрих публикует диалог с некой дамой, отрицательно настроенной к современной музыке, с которой автор спорит, используя в качестве аргументов в том числе и примеры из творчества Рима: в финале этой остроумной полемики дама «сдает-
м Danuscr II. Die Musik des 20. Jahrhunderts. Op. cil. S. 404.
50 der И V/7/, Die Musik ties 20. Jahrhunderts. Von Claude Debtissy his Wolfgang Rihni. Frankfurt,
2001.
'7 Jungheimiclh H-K Unser Musikjahrhundcits. Von Richard Strauss /и Wolfgang Rihni. Salzburg und Wien, 1999
19
ся». Даже альбом, где собраны фотографии рукописных образцов великих композиторов прошлого вместе с краткой аннотацией их творчества, озаглавлен «Рукописи музыкантов: от Генриха Шютца до Вольфганга Рима»58.
Собственно монографических работ о Вольфганга Риме не так много. На сегодняшний день, помимо насыщенных информацией буклетов к фестивалям , существуют лишь два издания, целиком посвященные композитору. Это книга «Композитор Вольфганг Рим», которая была выпущена к фестивалю АІІЄ Орег Ь'гапіфігі 1985, целиком посвященному музыке совсем еще молодого композитора60. Издание содержит тексты самого композитора, статьи известных музыковедов, а также поэтические тексты и роскошный иллюстративный материал, включающий рисунки (часто карикатурного характера) самого Рима, а также оказавшие влияние на его творчество работы современных художников Второе издание с заголовком «Вольфганг Рим» содержит развернутое интервью Рейнгольда Урметцера с Вольфгангом Римом, сопровождаемое объемной вступительной статьей61.
Все чаще и чаще немецкие музыковеды обращаются непосредственно к творчестве Вольфганга Рима Нередко в специализированных изданиях — таких, как, например, \4usikTexte или Меіоз — а также научных сборниках пу бликуются статьи, освещающие разные аспекты творчества композитора. Творчество Рима неизменно привлекается при рассмотрении важных и актуальных проблем современного искусства. Например, вопросов соотношения и взаимодействия современного музыкального языка и традиции62 или рецепции творчества Мазера в сегодняшней музыкальной практике63; обсуждения направления «Новая простота» 64: наконец, в контексте разностороннего анализа музыкальной речи65 и — шире— художественного мышления эпохи постмодернизма66.
s< Musikerhandschritlcn Von Heinrich Schütz bis Wolfgang Rihm. Berlin, 1986.
?> Зальцбургскиіі я Люцернский <|>ecnma:iu.
w Der Komponist Wolfgang Rihm. Hrsg. von D. Rexroth. Hin Buch der Alten Oper Frankfurt. Frankfurt Fcs-te'85. Main/. 1985.
Unnctzcr. Ji. Wolfgang Rihm. Stuttgart, Ю8Х. c,i Die neue Musik und die Tradition Sieben Kongressbeitrüge und eine analytische Studie. VerOflontlichun-gen des Instituts für Neue Musik und Musikerziehung Darmstadt. Op. eil
04 Schäfer, T. Modclfatl Mahler: kompositorische Rezeption in zeitgenössischer Musik. Theorie und Geschichte der Literatur und der Schönen Künste; Bd. 97. München, 1999.
Zur «Neuen Einfnchltcit» in der Musik. Studien zur Weitungsforschung Op. eit.
Kogler, S. An Ende, wortlos, die Musik. Untersuchungen zu Sprache und Sprachlichkeit im zeitgenössischen Musikschaffen. Studien zur Wertungsforschung, Band 39. Hrgb von Otto Koller itsch. Wien u. Graz. 2003.
*° Panuscr //. Post modernes Musikdenken: lAsung txlcr Flucht? /1 Neue Musik im politischen Wandel. Hrsg. von dems. Mainz, 1991. S. 56-ч'Чі. Mosch. U. Musikalische Postmodcmc als Krise des Geschichtsvcrstönd-nisscs. // Motiv 2/3, 1991. S. 22-27.
20