Содержание
Том I
Введение ...................................... 4
Глава I ....................................... 9
Глава II ..................................... 47
Глава III ................................... 116
Заключение .................................. 148
Том И. Приложения
Примечания .................................. 151
Список литературы ........................... 202
1. Условные обозначения ................... 210
2. Краткий словарь терминологии ........... 218
3. Преобразования симметрии................ 252
Аналитические материалы
4.1. Й. Гайдн. Соната для фортепиано № 8
Ля бемоль мажор ......................... 255
4.2. А. Берг. Воццек. Акт 2. Картина 1....... 265
5. Ф. Гейсен. Инсталляции ................. 306
6.1. М. Глинка. Каватина Людмилы ............ 328
6.2. Э. Денисов. Людмила ...................... 342
7.1. Ф. Лист. Лорел ей ........................ 349
7.2. Э. Денисов. Лорелея ...................... 350
8. Д. Кабалевский. Ежик...................... 357
9. Р. Леденев. Полдень ...................... 362
10. В. Екимовский. Сіосозо ................... 374
11. С. Слонимский. Боттичелли ................ 379
12. А. Шенберг. Краски ....................... 381
13. А. Шнитке. Канон ......................... 387
14. Р. Щедрин. Каденция и фуга................ 389
15. Образцы выполнения заданий на тему: преобразования музыкального тематизма ............................... 393
Функции средств выразительности в теме. Для нашей работы имеют большое значение вопросы, связанные с неодинаковыми функциями средств выразительности в тематическом процессе. В общем виде проблема фигурирует у А. Милки, замечающего, что "не всегда просто решить, функциональна ли данная структура [...] и какой ее уровень играет ведущую роль в образовании тяготений" (90. 35). Предпосылки такой неодинаковости лежат в разной способности средств выразительности поддаваться исчислению, что отмечает Л. Мазель96. Обычным является случай, при котором мелодия господствует над другими средствами выразительности. В самой мелодии ведущую роль в "тематической идентификации” играют ритм и линеарный профиль.
Е. Ручьевская указывает, что "с точки зрения информации о концепции мелодия богаче других элементов музыки" (116, 41). Вместе с тем, хотя "в гомофонии мелодия темы - фигура, но фоновые компоненты (фактура) также являются тематической данностью, которая в развитии может играть решающую роль, выступая в значении узнаваемого тематического инварианта" (62,48).
Одним из первых указал на роль ритма как важнейшего признака тематической частицы Ю. Тюлин. Он писал: "... решающую роль играет "ритмическая формула" мотива, сохранение которой позволит менять интервальные ходы мотива без утраты его индивидуальности"97.
Функциональная логика тематической системы отдельного текста. Тематический элемент как таковой выполняет во включающем его тексте прежде всего репрезентативную функцию. Общеизвестно, что "тип темы воздействует и на тип формы, и на процесс ее становления"98. В. Медушевский указывает, что "вместе с темой в сознании слушателя возникает ее потенциальный композиционно-драматургический контекст"99.
Механизм такой функциональной ориентации отдельных тематических построений А. Милка видит в стилевой композиционной функциональности. Ученый указывает, что "композиционные тяготения - это тяготения, представляющие собой ожидание развертывания музыкальной формы по определенной программе [...] Тяготения возникают в результате опознания начала части из-
39
вестной воспринимающему программы и экстраполяции ее продолжения и -завершения... при прочих равных условиях интенсивность тяготения ослабляются с увеличением пространства, на котором они действуют"100.
Тематическая система данного текста предстает как упорядоченная система, основанная на определенных логических организационных принципах. Один из таких принципов - распределение находящихся в некоторых парадигматически родственных отношениях тематических элементов в синтагматике. В связи с таким представлением Л. Акопян указывает, что "...под парадигматикой [понимают] отношения между элементами, выказывающим ту или иную меру родства по тем или иным существенным для данной системы параметрам, вне зависимости от их взаимного расположения в тексте"101. Существует иерархия различных парадигм. "В классической форме "всегда существует некое сильное унифицирующее начало, своего рода "с верх парадигма", к которому возводится все многообразие парадигматических элементов произведения" (2, 31). Акопян показывает, что образуются некоторые связные множества тематических элементов и на основе познания этой связи можно домысливать
объекты, не существующие в тексте, но логично вписывающиеся в его параюг
дигматику.
Логика системы тематических элeмeFГToв данного подчинена некоторым общим смысловым закономерностям. Так в литературоведении существует представление о семантической связности текста. "Текст семантически связен, если в лексических значениях сингаксически связанных слов имеются повторяющиеся смысловые компоненты" (5, 14).
В музыковедении приводятся разрозненные примеры закономерностей, регулирующих распределение звуковых элементов в произведении: поглощение рельефного тематизма фоновым, синтез контрастных тематических элементов и другие103. Р. Рети, говоря о тематических закономерностях, без определения применяет термин "структурная идея”, подразумевая под ней общий контур звуковысотной линии тематических образований, а также конструктивный интервал. Из встречающихся в произведении манифестаций его структурной
- Київ+380960830922