Ви є тут

Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена Акхак квебом : Основы науки о музыке. XV век

Автор: 
Пак Кюн Син
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
277404
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................... 4
ГЛАВА I. Музыка в контексте культуры Дальнего Востока.
Дальневосточный «музыкальный континент»*..................... 18
1.1. Восток и Запад: различия музыкального менталитета
и поиск общих позиций............................................... 18
1.2. Некоторые особенности дальневосточной музыкальной науки. Специфика понимания категорий «звук» и «музыка»................................ 23
1.3. Трактат Сон Хёна «Акхак квебом» как отражение научного знания Дальнего Востока.............................................................. 31
1.4. Музыка и модель мира.............................................. 38
1.4.1. Музыка, модель мира и проблемы этногенеза.................... 38
1.4.2. Традиционные модели мира в Корее и на Дальнем Востоке
и их отражение в музыке......................................... 40
1.4.3. Отражение традиционных моделей мира в дальневосточной теории музыки . 48
1.4.4. Корейский церемониальный оркестр как символическая модель
мироздания...................................................... 53
ГЛАВА II. Трактат Сон Хёна «Акхак квебом» («Основы науки
О МУЗЫКЕ») В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ................ 60
11.1. Предыстория создания трактата. Музыка в истории Кореи............ 60
11.2. Трактат Сон Хёна «Основы науки о музыке». История создания.
Содержание......................................................... 95
11.2.1. История создания по материалам Предисловия трактата 95
Н.2.2. Структура и основная проблематика трактата.................. 98
Н.2.3. Концепция музыки в трактате «Акхак квебом».................. 114
ГЛАВА III. Проблемы теории музыки в трактате Сон Хёна «Акхак
квебом» («Основы науки о музыке»)........................ 119
111.1. Теория звука. Мифологические, аку стические и философско-космологические основания................................. 119
111.2. Звукоряд. Лад. Пентатоника...................................... 145
1П.З. Виды древнекорейской музыкальной нотации......................... 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ 181
2
*
БИБЛИОГРАФИЯ....................................................... 186
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................... 206
Приложение 1. Инструменты корейского церемониального оркестра аак
(по трактату «Акхк квебом»)........................... 206
Приложение 2. Краткий словарь специальных терминов................. 220
‘Термин предложен Ю.Н.Холоповым.
3
таким, как пантеоны божеств, сложившиеся в той или иной цивилизации, разряды духов, так или иначе классифицируемые демонологическими изысканиями, некоторые области метафизики в целом...Чем же была музыка для древних китайцев, индийцев, египтян, вавилонян - специфической материей, особого вида энергией, посланием из других миров, своеобразным проявлением каких-то иным образом не обнаруживаемых сутей?» 19 -размышлял он и подчёркивал связь музыки с менталитетом людей, считая её неотъемлемой частью мира. «Музыка, - писал он - как и мир богов и духов, не была материальной в обычном смысле этого понятия, она не была предметной, видимой реальностью и в то же время существовала, воздействовала на окружающий мир, и называться она могла скорее по типу своей экзистенции, по характеру воздействия, оказываемого ею на людей, природу, вселенную».20 Таким образом, изучая музыку, мы фактически изучаем более широкий круг явлений, захватывающих как отдельные культуры, так и цивилизацию в целом.
Феномены культуры Дальнего Востока сегодня прочно вошли в жизнь людей во многих регионах мира. Однако, «.если в области других искусств -живописи, литературы, театра (не говоря уже об издавна завоевавших мировую славу образцах китайского «прикладного искусства») - налицо и обстоятельное изучение, и многочисленные попытки осмысления мировой цивилизации, то по линии музыки до самого последнего времени приходится констатировать отсутствие того и другого», - писал в 40-е годы XX столетия Р. И. Грубер21. И сегодня его слова не совсем утеряли актуальность. Тем важнее представляется исследование феноменов культуры Дальневосточного музыкального континента в целом, его составляющих -
19 Михайлов Дж. Размышления об универсальной терминологии в музыке: существует ли она? Если нет, то возможно ли ей создание? Если возможно, то есть ли в этом необходимость? // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. М., 1990. С. 2.
20 Михайлов Дж. Указ раб. С. 3.
21 Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т.1. М.,1940, С. 198.
22
музыкальной культуры 22 Китая, Кореи и Японии, каждая из которых отличается самобытностью.
В нашей работе на основе корейского музыкального трактата XV века мы попытаемся исследовать не только музыку «высокой традиции», но и некоторые особенности музыкального менталитета Кореи - одной из самых ярких и самобытных цивилизаций Дальнего Востока - всё ещё остающейся в общественном сознании в тени своего великого соседа - Китая.
На сегодняшний день в науке появляется новое направление -исследования культур Дальнего Востока представителями этого региона, использующими как методы традиционного научного знания своих стран, так и опыт европейской (в том числе, российской) науки. Такой синтез создаёт, как нам кажется, новые возможности изучения и понимания культур Дальнего Востока. Он характеризуется поиском общих позиций в оценке культурных феноменов Дальнего Востока как части мировой культуры и, по большей части, свободен от европоцентристского противопоставления одной культуры другой, и выдвижения тезиса о превосходстве той или иной культурной системы.
1.2. Некоторые особенности дальневосточной музыкальной науки.
Специфика понимания категорий «звук» и «музыка»
Представляя собой сложный сплав религиозно-философского, естественно-научного и собственно музыкального знания, дальневосточная наука выработала ряд своеобразный позиций в отношении фундаментальных для музыкальной культуры понятий - музыка и звук. Ранее всего они были изложены в древнекитайских трактатах, ставших впоследствии отправной точкой для формирования звуковых теорий в корейской и японской музыке. Их краткий обзор необходим для понимания содержания трактата Сон Хёна «Акхак квебом» «Основы науки о
гг Понятие «музыкальная культура» было впервые системно описано Дж. Михайловым. См., к примеру, его: Размышления об универсальной терминологии в музыке...
23