Ви є тут

Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII - первой половины XIX века

Автор: 
Банникова Ирина Ивановна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
203
Артикул:
1000319554
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЫТОВАНИЯ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ЖАНРА ПЕСНИ-РОМАНСА ..........................10
§1. Культурологические аспекты бытования песенной традиции: постановка
проблемы и обзор литературы........................................10
§2. Принципы построения ритмического словаря жанра песни-романса ,.26
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ “РОССИЙСКОЙ ПЕСНИ” ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА................................36
ГЛАВА III. РИТМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОЙ БЫТОВОЙ ПЕСНИ-РОМАНСА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА......................................... 77
ГЛАВА IV. РИТМИКА ПЕСЕН И РОМАНСОВ М.И. ГЛИНКИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РИТМИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ ЖАНРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................151
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ..................................................158
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................163
ПРИЛОЖЕНИЯ
182
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. О русской песие-романсс написано так много, что кажется, сегодня уже невозможно сказать об этом популярном жанре ничего нового. Однако попытка изменить традиционный взгляд на русский романс может открыть новые интересные возможности в исследовании данного жанра. «Чтобы возвратить интерес к надоевшему предмету, надо найти подход к нему, новые глаза для него, - писал H.H. Евреинов. - Нужен акт преображения не предмета, а нас самих в отношении к нему».
Как правило, в музыковедческих исследованиях рассматривается история русского «художественного» романса - авторского, композиторского, «индивидуалистического», как называл его Б.В. Асафьев. Бытовой, любительский романс-песня выступает при этом как необходимый фон, почва для высокого профессионального творчества в камерно-вокальном жанре.
В данной диссертационной работе ракурс иной: объектом исследования избирается русская бытовая песенная традиция как неотъемлемая часть особого пласта городской художественной культуры - бытовой музыки. Своеобразные функции и свойства бытовой музыки позволили многим исследователям назвать данный слой культуры «третьим», «промежуточным» по отношению к искусству фольклора и академического профессионализма; «обиходным», «бытовым» - по сфере распространения в городской среде, «массовым», «популярным» - по характеру его потребления. Бытовую песенную традицию отличает чрезвычайная пестрота и разнохарактерность: принадлежность как к любительскому, так и профессиональному творчеству, параллельно существующие устный и письменный способ бытования, высокие и низкие художественные достоинства, ориентированность на разные эстетические вкусы. Закономерно, что все эти типологические свойства «серединной» культуры особым образом сказываются на стилистике бытовой песни-романса.
В данной работе мы ограничиваем хронологические рамки исследования первоначальным периодом истории русской бытовой песни-романса: на-
19
маис - от галантной светской «арии» XVIII века, воспевающей «страсть смертельную», до «жестокого» романса XIX века, запечатлевшего все разновидности любовных переживаний, встреч, разлук, признаний, измен, разочарований, гибели от несчастной любви и т.п. В своем исследовании мы отмечает сквозную, усиливающуюся со временем тенденцию мелодраматизации романса как одну- из характерных свойств поэтики бытового искусства. Другой полюс компенсации - радостный, гедонистический (у Т. Щербаковой - «миф праздника жизни»). Как правило, это песни - шуточные, фривольные, плясовые, застольные, игровые и пр., представляющие все оттенки радостного мироощущения, в котором человек так нуждается. Отличительной чертой компенсаторной функции бытового искусства является то, что человек при его восприятии, например, слушая песню или романс, испытывает скорее не эстетические, а непосредственные, «жизненные» переживания. Марсель Пруст в «Похвале плохой музыке» справедливо заметил: «Питайте отвращение к плохой музыке, но не презирайте ее. Ее исполняют гораздо чаще, с большим увлечением, чем прекрасную, и потому мечты и слезы людей ее пропитали» (176, с. 131).
В своем исследовании бытовой песенной традиции мы приходим к выводу, что действие компенсаторной функции приводит к специфической адаптации материала «большого» искусства в среде обиходной культуры. Во-первых, к своеобразному «снижению», «упрощению», даже «искажению» его тем, образов, жанровых структур, стилистических приемов. Во-вторых, определяет ту специфическую семантическую окраску, которую обретают «вечные» темы искусства (любви, жизни, смерти, судьбы и др.) в бытовом романсе: наивности, искренности, мелодраматизма, гипертрофированной эмоциональности.
Еще одна универсальная функция искусства, которая в бытовом слое культуры обретает специфические черты, - креативная (творческая): человек стремится выразить в художественной форме свое мироощущение, миропонимание. В бытовом искусстве творческая деятельность по существу представляет собой активную форму идентификации: человек, создающий свое произведение, обязательно использует комплекс готовых жанровых формул, что
20
придает такому творчеству характер подражания, копирования, варьирования и т.п. узнаваемого, популярного. Среда бытовой песенной традиции вырабатывает два своеобразных типа авторства (они характерны и для других видов искусств обиходного слоя культуры). Первый - дилетантизм, понимающий процесс творчества, прежде всего, как подражание известным образцам. Второй - <<ремесленный профессионализм» (термин В.Н Прокофьев#^ 71), который настроен на сознательное производство, тиражирование популярного, пользующегося спросом песенно-романсового «товара».
Отношение к дилетантизму, центральной творческой форме занятий искусством в условиях бытовой традиции, не раз менялось в истории русского искусства. В XVIII столетии бытовая художественная культура представлена искусством «просвещенных дилетантов», «аристократических аматеров», для которых занятие искусством было обязательной частью их воспитания и образования, а также благородным употреблением досугов, бескорыстным увлечением. «Дилетант - это охотник, любитель, человек, занимающийся музыкой, искусством, художеством не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы», - сказано в «Толковом словаре» В. Даля (75). Виднейшие поэты, музыканты, художники, чье творчество составило славу русского искусства XVIII века, называли себя любителями. «От должности в часы свободны, / Пою моих я радость дней», - писал о себе Г. Державин, известный композитор, автор оперных, хоровых, инструментальных произведений, песен и романсов, который свои сочинения подписывал - «O.A. Козловский, amateur». Разумеется, определение «любитель» часто не соответствовало действительности: подлинные профессионалы, многие «просвещенные дилетанты» жили своим искусством, но, принадлежа дворянскому сословию, считали необходимым подчеркивать любительский характер своего творчества. Название музыкальных и поэтических альбомов, журналов говорят сами за себя: «Мои безделки» (Н. Карамзин), «Плоды моего досуга» (Н. Брусилов), «Между делом безделье» (Г. Теплов), «Полезное с приятным», «Праздное время в пользу употребленное» и др.