Ви є тут

Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма : Историко-источниковедческий анализ

Автор: 
Фоменко Елена Станиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
277529
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение,
.3
Глава 1. Проблема формирования каденции как виртуозного соло в истории импровизационной музыкальной культуры.......................10
1. Инструментальная импровизация в период венского классицизма и феномены ее подготовившие...................................10
2. Каденция солиста как импровизационно-вариативная часть инструментального и фортепианного концерта эпохи венской классической школы..........................................31
Глава 2. Индивидуальный стиль композитора и его преломление в элементах импровизации, насыщающих материал
каденции............................................................44
1. 4 Каденции Гайдна к концерту №11: опыт анализа...............44
2. Каденции Моцарта к собственным концертам - опыт анализа и выявления трансформации жанра каденции в рамках творчества композитора.................................................60
3. Каденции Бетховена к собственным концертам...................111
Глава 3. Проблема «своего» и «чужого» в практике создания каденций к
фортепианным концертам венских классиков композиторами
послебетховенского периода.........................................139
Заключение.........................................................184
Библиография.......................................................189
Приложение 1.......................................................201
Приложение 2.......................................................206
Приложение 3.......................................................229
Приложение 4.......................................................255
природе человека. Виртуозное соло, исполненное в конце части концерта - хороший «объект» для наблюдения, «проверки» подлинной виртуозности исполнителя. Материал концерта довольно сложен сам по себе в исполнительском отношении, поэтому исполнитель должен тонко просчитывать свои физические возможности. Чем сложнее была исполненная им каденция, тем выше ценилось его мастерство с обывательской, любительской точки зрения. Каденция превращалась, таким образом, в своеобразный экзамен для виртуоза. Поэтому в эпоху венских классиков столь распространенной стала «горячка каденций»29. Все исполнители, пианисты в частности, старались исполнять их как можно ярче. Каденции приобретали подчас преувеличенный характер, превращаясь в гротеск. В вокальном театре каденции исполнялись даже по нескольку раз. Так, знаменитый певец-кастрат П.Ф.Този писал: «Каждая ария имеет по три каденции и все три - финальные... учеба певцов заключается в том, чтобы заканчивать каденцию в первой части арии обильными пассажами,...во второй части доза пассажей увеличивается,...в последней части глотка певца приходит в состояние флюгера во время
30
урагана...» .
Такое явление легко объяснимо. Вкусы публики многие исполнители - вокалисты, видимо, особенно - ставили во главу угла. Чтобы понравиться публике и завоевать ее расположение (а мы помним, какое отношение к музыкантам было в описываемую эпоху), артисты были готовы на все. И идя за вкусом публики, нередко теряли даже свои собственные художественные ориентиры. Избалованная публика не терпела скромности в каденциях. Отсутствие каденции вообще воспринималось как непозволительный шаг. Публика чувствовала себя в таком случае глубоко обманутой, а исполнитель терял все шансы на ее признание. «Одна исполнительница покраснела, бедная, до кончиков пальцев, когда подошла к злополучной каденции, и этим достаточно ясно
29 Выражение немецкого пианиста И.П. Мильхмейстера.
30 Меркулов А. Каденция солиста 18 - начала 19 векаУ/ Сетевой журнал «Старинная музыка», 2003, №1.
показала слушателям, что она не способна на изобретение, и что ее воображение не может подсказать ей ни малейшей мысли. После того как все инструменты уже за несколько тактов вперед подготовили каденцию, и слушатели в глубокой тишине ждали достойную одобрения блестящую каденцию, они были горько разочарованы, услышав простую трель...»31. Такие события, к сожалению, могли привести карьеру исполнителя к печальному финалу.
Но не только отсутствие каденции вызывало недовольство публики. Маленькая, скромная каденция, лишенная эффектных исполнительских рамплиссажей, не могла быть одобрена слушателями. Безусловно, музыканты трезво могли отделить зерна от плевел, и ценили каденции не по признаку нагроможденности пассажей, а по их фактическому художественному наполнению. Но порой им приходилось идти на поводу у вкусов общества. И.Г. Тромлиц пишет: «Если каденция слишком длинна, затем все равно раздается «брависсимо»! Я надеюсь, что меня поймут правильно - я имел в виду нескончаемое пустозвонство перед заключительной трелью, на которое концертант имеет право или, вернее, которое он должен делать, если не хочет провала»32.
Таким образом, очевидно, что каденция для концертирующих исполнителей эпохи венского классицизма была своеобразным контрольным пунктом, на котором проверялся не только их профессионализм, но и вкус. Несомненно, что исполнение каденции в концерте не было такой простой задачей, как кажется на первый взгляд. Импровизационная природа этого эпизода обязывала исполнителей относиться к нему не просто со вниманием, но и с ответственностью. Примитивные каденции, основанные на бессодержательном скоплении заученных формул, могли, конечно, обмануть некомпетентную публику, но репутация исполнителя среди профессионалов в таком случае резко
31 Алексеев А. История фортепианного искусства. 4.1, М., 1962, С. 130.
32 Фрагмент из трактата «Обстоятельная и основательная школа игры на флейте». Цит. по: Меркулов А. Каденция солиста 18 - начала 19 века.// Сетевой журнал «Старинная музыка», 2003, №1.