Работа выполнена на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Официальные оппоненты — доктор искусствоведения, профессор
В. <Р. ЖДАНОВ
— доктор искусствоведения, профессор М. М. БЕРЛЯНЧИК
— доктор искусствоведения, профессор Б. В. ДЕМЕНКО
Ведущая организация — Российская академия музыки
имени Гнесиных
РОССИЙСКАЯ
Г0вШ?С7згкКАЯ
ЕКЗЯЙОЇЕКА
^ 12 58е) -2-01
Защита состоится 17 декабря 1998 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 092.08.01 Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (103871, Москва, ул. Большая Никитская, 13).
С диссертацией в виде научного доклада
можно ознакомиться в библиотеке Московской консерватории.
Диссертация в виде научного доклад * ккиага^а 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного сс кандидат искусство»
Ю. В. Москва
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р.АБОТЫ
Актуальность исследования определяется особенностями отношения музыкального искусства к музыкальной акустике и связанными с ними:
— необходимостью выявления и объективного рассмотрения связей акустики с му-зыкальным художественным творческим процессом;
— необходимостью осмысления путей становления и развития музыкальной акустики на каждом этапе ее развития, установления тенденции этого развития, качественного своеобразия каждого из этапов;
— все возрастающей необходимостью более активного включения музыкально-акустических знаний в практику музыкального искусства на настоящем этапе его развития
Потребность в специальных акустических знаниях была и остается для музыкального искусства во всех его проявлениях одной из самых значительных. Оценивая эту науку, определяя ее значение и достижения, Е. В. ПазайкинскиЙ отметил, что музыкальная акустика совместно с психологией музыки изучает ‘‘объективные физические закономерности музыки в связи с ее восприятием и исполнением” [Назайхинский 1973. С. «6] Прежде всего, это — свойства музыкального звука, некоторые, зависящие от акустики особенности организации произведения — фактуры, гармонии, особенности инструментовки, его художественной трактовки в исполнительской деятельности. Важной сферой этой науки является изучение свойств и собственно акустических возможностей музыкальных инструментов и певческого голоса Отмечалось также, что музыкальная акустика теснейшим образом связана с психофизиологией слуха Наряду с этим существуют и многие практические вопросы — проектирование, конструирование музыкальных инструментов, в том числе и электромузыкальных, настройка их; здесь же есть н другая область — техника звукозаписи, звукорежиссерская деятельность, в том числе в кино, радио и телевидении. И. безусловно, к музыкальной акустике примыкает акустика концертных залов или архитектурная акустика .
Можно привести немало высказываний других исследователей, из которых ясно, какой значительной для музыкального искусства, для музыковедения представляется акустика.
Важным является и сам ход развития этих отношений к акустике. Развитие потребностей в специальных акустических знаниях как для музыкального искусства в целом, так и для отдельных его проявлений (например, для исполнительства, теории музыки) происходит далеко не равномерно. За подъемом следует спад, затем снова наступает подъем. В этом смысле названные сферы деятельности ничем не отличаются от других сфер человеческой деятельности, Таковы общие закономерности развития научного знания.
В Германии в немецкой систематике музыкально-теоретических знаний (БуйстапасЬе Мймклтзспзсйай) с давних пор музыкальная акустика стояла на первом месте [см: Шсшапл 1967. Б. 617]; с ее помощью музыковеды объясняли некоторые особенности организации музыки — в сфере лада, гармонии, полифонии, фактуры и др. В нашей сгране интерес к акустическим знаниям проявился гораздо позднее — лишь во второй половине XIX века, когда появились первые публикации, делались переводы работ солидных зарубежных авторов, читались публичные лекции. Все это дало возможность ввести музыкальную акустику в некоторые учебные заведения как учебную дисциплину, а в 1921 году даже организовать Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), который успешно проявлял себя в течение 10 лет и в котором активно функционировал акустический сектор.
Но примерно в это же время наметился спад интереса к акустическим знаниям.
1
Переверзева, Л. Б. Дмитриева, Р. П. Терехина. О. М. Агаркова. А. А Федотова, М. С Блока. М. N1. Берлянчика, Н. С. Бажанова. Б. В. Демемко. В исследованиях этих авторов, в их повседневной артистической и педагогической деятельности получают утверждение идеи высокого художественного значения исполнительских оттенков, их большой выразительной роли, мысли о необходимости учета тесной связи точных научных данных о музыкальном исполнении с художественным замыслом
Сходные установки воплощались и автором предлагаемого доклада в его многолетней творческой — исследовательской и педагогической деятельности.
Авторская концепции но теме данной диссертации в различной степени отражена в следующих группах работ:
1) музыкально-акустических в виде
а) исследовательских статей и кандидатской диссертации (17 работ) и
б) энциклопедических статей (48 работ);
2) музыковедческих публикациях общеметодологической направленности (37 работ)
3) диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения (объем — 81 страница “ около 7,5 авт л.), содержащая обобщение и развшие результатов ранее проведенных исследований, в частности, ряда положений из подготовленной к печати монографии.
Среди исследовательских работ автора имеются:
— работы, нацеленные на исследование отдельных конкретных вопросов, на изучение звуковысотного интонирования в игре на скрипке, на духовых инструментах, в пении; на изучение структуры и особенностей восприятия вибрато, особенностей музыкального слуха, в частности, звуковысотного интонационного, тембрового;
— работы, посвященные методам акустического анализа музыкального исполнения;
— аналитические и обобщающие работы: исторические, теоретические, в том числе по теоретической концепции II А. Гарбузова.
В энциклопедических статьях охвачены практически все основные темы музыкальной акустики — об отдельных элементах из сферы микромира музыки до обобщающих, установочных тем. Музыкально-акустические знания в них по возможности представлены как целостная система, как обобщение знаний по результатам многочисленных исследований, что даст основание детально проследить за процессами, особенностями развития теоретического знания.
В Iруппе работ общеметодологического характера обозначен наиболее широкий круг вопросов, в них содержатся анализы различных систем музыкального искусства, научной, просветительской и педагогической деятельности в сфере искусства, в них рассматриваются основные установки творческой деятельности музыканта и исследователя, а также соответствующие им формы организации музыкальной культуры в нашей стране. Для данного доклада эти работы выступают в качестве основы анализа системы научных знаний в сфере музыкальной акустики
Все это в совокупности дает возможность достаточно полно охватить музыкально-акустических знания по отдельности и приступить к анализу процессов развития системы музыкально-акустических знаний
Основной предмет диссертации — музыкальная акустика в ее многообразных взаимоотношениях с музыкальной творческой деятельностью, конкретно — эволюция форм взаимодействий музыкальной акустики и музыкальной творческой деятельности
1 Си. в Приложении 1 “Публикации автор! по теме лиессртапии"
5
Практическое значение диссертации видится в возможности использования сс идей и результатов в научно-исследовательской и научно-мегодической работе на разных уровнях и в разных формах, надо полагать, что некоторые теоретические и методологические установки ее могут бьгть приняты разными авторами в их научных исследованиях Уже сейчас идеи диссертации используются в практической деятельности по организации научной работы в Вычислительном Центре Московской консерватории и, в его рамках. — в практике постоянно действующего методологическог о семинара ‘‘Акустические Среды” Апробация диссертации в форме научного доклада состоялась на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского 22 мая 1998 года. Отдельные ее положения получили развитие в 10-лстнсй практической исследовательской работе автора в Лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории (1952-1963 гт), в чтении лекций по музыкальной акустике для музыковедов, звукорежиссеров в ГМПИ и РАМ им. Гнеснных на протяжении почти 40 лет (1952-1991), в 7-летней научной и педагогической работе в Московской консерватории (1991-1998, в том числе в Вычислительном центре МГК с момента сто основания в 1993 г ), в некоторых работах учеников автора — дипломных и диссертационных (кандидатских и докторских) исследованиях Они были также многократно раскрыты (представлены) на конференциях, семинарах, симпозиумах — региональных. Всероссийских, Всесоюзных, международных, в деятельности автора в Международной академии информатизации, Международной ассоциации эмпирической эстетики. Академии гуманитарных наук, а также в упомянутых выше опубликованных и подготовленных к публикации исследованиях автора, в его рецензиях на статьи, монографии, диссертации других авторов, в редакторской работе по музыкальной акустике
Сказанным об актуальности, о новизне, о проблемах, задачах музыкальной акустики определяется структура данного исследования. Вниманию читателей предлагаются три основных раздета данною исследования, в хоторых отражаются три уровня развития отношений музыкальной акустики к музыкальному искусству.
в первом из них (“Акустика в ее устремлениях к музыке”, он — самый короткий в данном докладе) анализируются процессы развития музыкально-акустических знаний на первом этапе становления этой научной дисциплины в ее связях с музыкой;
во втором (“Утверждение акустики в системе музыкального искусства”; это — основной, центральный раздел) исследуются особенности перехода музыкальной акустики на качественно новый уровень своего развития, — связанный с ее устремлениями к живому звучанию, к изучению творческих процессов,
и в третьем (“Компьютерная музыкальная акустика”; идеи этого раздела, несомненно, должны получить развитие в последующих исследованиях) делается попытка осмысления роли акустики в сравнительно новом для нас мире электроакустической, компьютерной музыки, — в мире, где музыкальная акустика обретает новое качество.
Этим трем уровням соответствуют исторический, теоретический и практический подходы к проблеме взаимоотношений между акустикой и музыкальным искусством. Конечно, это — схема, практически же каждый раздел доклада насыщен многообразными
ИНЫМИ СВЯЗЯМИ
Завершают доклад два приложения: 1) список публикаций автора по теме диссертации и
2) список использованной литературы других авторов. Приложен также именной указатель
6
- Київ+380960830922