Ви є тут

О функциях тембра в современной музыке. диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Автор: 
Шабунова Ирина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1987
Артикул:
279104
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................... 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. РАСШИРЕНИЕ ТЕМБРОВЫХ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОЙ МУШКИ. НОШЕ ФОРШ ТЕМБРА.
1.1. Звуковая материя современной музыки и ее источники. 17
1.2. Основной структурообразующий принцип тембровых комплексов. Виды и способы воплощения сонорных звучаний. .....................................................32
1.3. Естественные тембры и искусственные тембровые комплексы. Объективные и субъективные факторы сходства и различия. ......................................... 57
ВТОРАЯ ГЛАВА. К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗВУКОКРАСОЧНОГО
ПРОЦЕССА В СОНОРИСТИКЕ /"ХРОМА" И "ХРОНОС"/. П.1. Общая характеристика масштабно-временных уровней. 65
П.2. Система форм организации звукового процесса. 70
П.З. Характер связей тембровых комплексов. .... 85
П.4. Сонорный колорит и некоторые типы сонорной логики. 93 П.5. Особенности взаимодействия масштабно-временных
уровней. ............................................. 108
ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОНОРНЫХ ЗВУЧАНИЙ.
Ш.1. Механизмы восприятия и ассоциативная база сонорис-
тики. ...................................................ИЗ
Ш.2. Смысловой потенциал. Пути формирования семантики. 126
Ш.З. Некоторые вопросы эстетики сонорной музыки. 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................156
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ .............................................. 176
3
ВВЕДЕНИЕ
Динамичное развитие системы музыкальных средств в искусстве XX века, сопровождаемое в некоторых стилях выдвижением на первый план звуковой красочности - в сонористике, алеаторике, стохастике, возводит проблематику тембра в ряд важнейших тем в создаваемой теории современного музыкального языка.
Значительное усиление окраски звучания обусловлено совокупностью внешних и внутренних факторов. В содержательной плоскости музыки формируются новые типы образности. Привлекают композиторов разнообразные феномены естественно-природной и урбанистической среды, безграничность и манящая таинственность космического пространства. Попытки по-новому запечатлеть декоративно-живописное, пленэрное или передать причудливые краски шумов связаны с отображением в звуках непосредственно ощущаемой реальности - художественной имитацией явлений "вещного" окружающего мира.
Пейзажные зарисовки воплощаются в произведениях "Пробуждение птиц", "Экзотические птицы" Мессиана и "Пустыни" Вареза, современный звуковой климат - в сочинениях "Просыпающийся город" Руссоло, "Фантасмагория" Сероцкого, необычайные сочетания красок воображаемой пространственной сферы - в произведениях "Флуоресценции" Пендерецкого, "Атмосферы" Лигети.
Воссоздание в подобных формах сложившихся в социуме и художественно неосвоенных акустических и красочно-пластических реалий является одной из причин мощной волны новаторства, охватывающего как содержательную, так и технологическую
19
Руссоло и Прателла, предпринимают попытки систематизировать шумы окружающей среды, чем в конечном счете и обусловлено конструирование новых инструментов. Однако историческая заслуга "музыки шумов" состоит не только в создании необычного инструментария, а в самой тенденции - пробуждении чуткого отношения к шумовой среде, ее компонентам.
Футуристический или шумовой оркестр, по замыслу Руссоло, должен располагать инструментами, способными извлекать всевозможные шумовые фонемы. В основе принадлежащей ему классификации лежит принцип разграничения шумов по характерности звучания. Многообразные оттенки шумовой звучности образуют шесть групп:
- урчанье, треск, шум обвала, шум воды, плеск фонтана, рев;
- шипенье, пыхтенье, фырканье;
- шелест, бормотание, шорохи, гудки, бульканье, бурчанье;
- визг, хруст, жужжание, стук;
- шумы от ударов по металлу, дереву, кожуху, глине и предметам из любых материалов;
- шумовые эффекты, воспроизводимые голосами людей и животных /крики, стоны и вздохи; рев, мычание и рычание; смех и хохот; хрипы и всхлипывания; плач и рыдания/.
Как видно из таблицы, футуристический оркестр предстает не в виде определенного состава инструментов, каждый из которых обладает индивидуальным тембром, а в плане "генератора" шумовых эффектов.*/ Любую из шести групп практически можно расширить, дополнив оттенками сходной звучности. В целом проект такого оркестра ориентирован на многообразие шумов,
ТУ"'"........"
Щумовой оркестр Руссоло рассматривается в работах
Т.Чередниченко /165/, П.Вилъсона /217/.
20
встречающихся в окружающей среде, его квази-инструменты уподобляются "репродукторам" шумовых звучаний. При этом важно воссоздать с помощью любых устройств и всевозможными способами те или иные оттенки шумов, поэтому в музыкальном контексте приемлемыми оказываются и специально сконструированные инструменты и всякие предметы социально-бытовой сферы /наковальни, звонки, пилы и т.п./.
Вследствие подобного отбора стирается грань между музыкальными инструментами и квази-инструментами, последние в определенных условиях способны выполнять функции традиционных источников звучания. Однако вместо полной характеристики инструмента, обладающего широким спектром красочных нюансов, - чем отличаются оркестровые и вокальные тембры, - используются лишь немногие шумовые комплексы. Каждый новый источник не располагает достаточно дифференцированной шкалой высотных, громкостных и артикуляционных различий, которые и формируют отчетливое представление о тембре, его качественная определенность ограничена главным образом только некоторыми эффектами шумовой звучности.
Группа новых музыкальных инструментов. Звучание электромузыкальных и многих ударных инструментов относится к специфическим для современной музыки слуховым феноменам. Рассмотрим эти две обширные подгруппы с точки зрения их возможностей в плане обогащения палитры звуковых красок.
В XX веке постепенно образуется новая материально-техническая база музыки, средствами которой являются электромузыкальные инструменты, а также аппаратурные устройства экспериментальных студий электронной и конкретной музыки, применяемые в довольно широком диапазоне - от элементарного