Ви є тут

Феномен музыки цифрового века : вопросы теории

Автор: 
Громадин Владимир Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296836
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение. Музыка и ее контекст 6
Глава первая.
Глобальное инфопространство как среда обитания цифровой музыки
Базовые понятия 17
Цифровая музыка 1 7
Глобальное информационное пространство 17
Информация 21
Киберпространство 23
Цифровое и аналоговое; обоснованность перехода в цифровой мир 26 Обоснование техническое 28
Обоснование экономическое 31
Обоснование этическое 40
Обоснование культурное 41
Обоснование политическое 43
Обоснование потребительское 44
Обоснование экологическое 46
Обоснование сохранное 48
Насколько всеохватно цифровое инфопространство сегодня 50
Техническая составляющая инфопространства 51
Объем (современного) цифрового музыкального инфопространства
51
«Музыкальный улов» файлообменных сетей 53
Возможны ли «параллельные» цифровые инфопространства? 54
Оборотная сторона медали, или плата за успех 56
...дивный новый мир 57
...выхода нет 65
Резюме 66
Глава вторая. Музыка глобального инфопространства
Термин «цифровая музыка» сегодня 67
Главное — присутствие в цифровом инфопространстве 72
Отличия музыки цифрового инфопространства от музыки аналоговых инфопространств 74
Технический знаменатель 74
Структурно-аналитический знаменатель 77
Интеграция культур в одно инфопространство 86
Структурный знаменатель 91
Единство структуры 91
Устройство структурного знаменателя - ^ 95
О необходимости разделения на три знаменателя 102
О конце истории 122
Долгая и корот кая память культуры 129
Культура мегаполисов 154
Культура киборгов 137
Цифровая музыка и капиталистическое общество 140
Выводы 143
Глава третья. Произведение в рамках цифровой музыки
Цифровая музыка как процесс 145
I. Сочинение 147
Этап 1. Причина 147
29
вом пространстве займет лишь доли секунды: достаточно назвать то, что вы хотите послушать — и музыка уже звучит.
Следствие: легкий доступ к музыке в коллекции любых размеров. Огромный «карточный» каталог фонотеки, в котором велико как время поиска данных о нужной композиции, так и время поиска конкретного носителя с этой композицией, превращается в один дисплей, где от искомой музыки вас отделяет всего лишь несколько нажатий клавиш (и эти нажатия — самая долгая часть процесса!). Достать пластинку, кассету или диск дома с полки (где для большинства людей и 30-40 носителей — эго много) дольше, чем отыскать одну из миллионов пьес в цифровом инфопростраистве. В результате легкости быстрого доступа резко вырастает потребление музыки — причем вне зависимости от ее стиля.
2. Скорость передачи информации. В аналоговом формате она, как правило, совпадает со скоростью физического перемещения но миру и не превышает скорость самолета плюс время на упаковку-распаковку-таможшо. Современный же стандарт скорости передачи данных в оптоволоконных сетях таков, что передать обычный файл на другой конец света вполне возможно буквально за несколько секунд или минут. Это означает, что сегодня уже неважно, где, например, находится оркестрант или ансамблист — фактически можно играть вместе, находясь на разных концах земного шара.
Следствие: независимость музыки от географического расположения ее участников, будь то исполнитель или слушатель. Причем независимость очень наглядная: не просто далекое приблизилось достаточно близко, чтобы с ним можно было работать, но исчезло само понятие «далекого», все, что есть внутри цифрового инфопространства, — близкое. И «цифровому' слушателю» теперь практически неважно, где находится исполнитель: играет ли он в Москве на
аудиофайл, он должен быть предварительно целиком либо частично скопирован в отдельную область памяти.
30
расстоянии ста метров или в Сиднее за многие тысячи километров, внутри цифрового инфопространства расстояние до него одинаково.
Это означает также, что композиторы вполне могут избежать «проблемы Караманова» («он обрек себя [на одиночество и удаленность от культурной жизни] <...> в Симферополе, где он живет, нет никакой музыкальной жизни, нет никаких шансов реализовать себя в плане исполнения музыки»4'1). И даже если локально-географические деления сменятся на информационные, то информационные барьеры преодолеваются быстрее и проще. Каждый композитор может найти своего слушателя, где бы он ни находился.
3. Потери при передаче информации: их наличие в аналоговом формате и отсутствие в цифровом. Каждое аналоговое преобразование изменяет сигнал: сигнал «на входе» в аналоговую систему (будь то радио, стена дождя/порыв ветра между духовым оркестром и слушателем или наши органы чувств) не совпадает с сигналом «на выходе». Музыка же, существующая непосредственно в цифровом пространстве, будет одинаково звучать вне зависимости от сиюминутных акустических условий, индивидуальных особенностей инструментов (сочинение, рассчитанное на тембр рояля «Ббзендорфер» в акустике огромного готического собора, будет- звучать именно так вне зависимости от способа передачи этого звучания, в то время как в аналоговом мире воспроизвести такие условия будет весьма затруднительно). И музыка будет передана от композитора к исполнителю без изменений и недоговорок — так как можно исключить момент перевода мыслей композитора в условную и сильно упрощающую нотную запись.
Следствие: в любой точке цифрового инфопространства музыка будет звучать одинаково вне зависимости от внешних условий, носителя и формата — несмотря на то, что цифровых форматов и типов устройств существенно
44 Соколов А. Феномен Караманова // Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. М., 2005.
С. 328.
/
/