2
Содержание
Введение.........................................................................3
1 глава Музыкальные свойства в звучании колоколов и звонов......................14
1.1. Традиционная интерпретация колокольных звонов............................14
1.2. Звуковой феномен колокола. Способы звона.................................20
1.3. Звуковые особенности русских колоколов и звонов..........................29
2 глава Физико-акустические и музыкальные характеристики звука колокола 35
2.1. Внутренняя структура звука колокола. Обертоны............................35
2.2. Высота, длительность, громкость и тембр в звучании колокола..............48
3 глава Объединение колоколов в звонницу........................................71
3.1. Состав звонницы..........................................................71
3.2. Традиционные принципы формирования подбора колоколов.....................76
4 глава Особенности звучания колоколов в ритмических построениях................89
4.1. Виды звонов и их музыкально-акустическое оформление......................89
4.2. Основные темповые и ритмические закономерности традиционных звонов 98
5 глава Трезвон. Композиция и структура........................................103
5.1. Основные принципы организации Трезвона..................................103
5.2. Влияние архитектуры колоколен на особенности Трезвона...................109
5.3. Разнообразие Трезвонов..................................................115
Заключение.....................................................................123
Библиография...................................................................127
Приложение.....................................................................142
3
Введение
Выбор темы и объекта исследования настоящей работы во многом обусловлен необходимостью обобщить накопившийся опыт изучения звуковых качеств отечественных колоколов и колокольных звонов; а также сопоставить имеющиеся теоретические разработки с экспериментальными данными, полученными в результате рассмотрения особенностей функционирования колоколов и звонов. Современный исследователь колокольного искусства испытывает специфические 'грудности, связанные с неразработанностью терминологии, отсутствием сформированной системы изучения предмета и несформулированностью философских и эстетических его оснований. Сегодня не требует доказательств тот факт, что колокола -сложный художественный объект, который может быть всесторонне изучен только в результате проведения комплексных исследований с участием представителей различных отраслей наук - исторических, точных, технических, искусствоведческих. В настоящей работе центральным оказывается музыковедческий аспект этой комплексной темы.
О колоколах, звонах, колокололитейном искусстве существует довольно обширная литература. Большая часть работ, опубликованных в конце XIX - начале XX века, представляет собой археологическое описание древних русских колоколов с указанием их веса, происхождения; расшифровку надписей, что дает исследователю немало фактического материала для обобщения: имена русских мастеров-колокололитейщиков, количество, вес, величина колоколов в каждом веке, особенности распространения звонов, то есть то, без чего трудно представить уровень развития искусства колокольного звона на Руси. Важным свидетельством являются воспоминания иностранных путешественников, побывавших в России: Адама Олеария, Корнилия де Бруина, барона Герберштейна, Джерома Горсея, Павла Алеппского и других.
14
1 глава Музыкальные свойства в звучании колоколов и звонов
/. /. Традиционная интерпретация колокольных звонов
Основной задачей настоящей главы является изучение имеющихся в научной литературе подходов к трактовке звучания колокола и исследованиям колокольных звонов применительно к их традиционному функционированию.
Звучание колокола и колокольных звонов воспринимается как: передающее какой-либо сигнал; заключающее в себе определенный символ;
несущее в себе определенное музыкально-эстетическое содержание.
Заметим, что при интерпретации звучания колокола как сигнала особенно важна легкая и конкретная узнаваемость этого звука (даже - среди других колоколов). Такое качество и являлось исторически наиболее древним требованием, предъявляемым к колоколам: наличие яркого и характерного тембра.
Звуковые качества колокола как символа объединяют в себе определенные характеристики, присущие именно русским колоколам. Их звучание оценивается как расстроенное (или диссонирующее), а также ■
■..... ■ - — - - .. .Ч1 ~ • • ■ 4
обладающее особой звуковой силой, что связано со значительными размерами русских колоколов.
Исторически в основе русского колокольного звона лежит именно сигнальная функция: громкость и далеко распространяющееся звучание колокола в первую очередь оповещало жителей как можно более обширного пространства о времени начала Богослужений и о каких-либо гражданских событиях. Храмы и монастыри стремились иметь на колокольне хотя бы один большой колокол - и его звучный голос становился их своеобразным символом. По колоколам отмечали время, их звоны координировали внутреннюю жизнь больших и малых городов, сел, деревень, монастырей. Постепенно, с развитием колокололитейного ремесла и общего
распространения достижений технической цивилизации, их сигнальная функция стала отходить на второй план. Незаметно происходила эстетизация колокольного звона. Особенно ярко этот процесс дал о себе знать во второй половине XIX века - и не случайно. Это было время обращения русского общества к своему культурному наследию, важной частью которого являлся и колокольный звон. Результатом стало появление колокольной темы в художественной литературе, поэзии, научных работах, где колокольный звон предстает перед читателями как художественное и музыкальное явление. В то же время звук колокола стал осознаваться как глубоко символичный: «колокольные звоны - это голос Родины, народа, Православной Церкви, это подлинно духовное творчество» (199, с.82). Колокольные звоны «есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами трезвыми - духовно согревает его» (64, с. 18). Эта тема также достаточно подробно рассматривается во многих современных исследованиях -
С.Г.Тосина (170), А.С.Ярешко (199), Т.А.Агапкиной (1), В.В.Кавельмахера (66), Ю.В.Пухначева (135), И.А.Чудиновой (185), С.Е.Макаровой (95), диссертации II.C. Каровской (70).
Музыкальные свойства колокола, наряду с требованием особого тембра, включают в себя и возможность определенным образом классифицировать высоту его звучания (то есть соотнести этот звук с каким-либо нотным эквивалентом), а также - определить длительность и громкость этого звука. Звон колокола издревле воспринимается человеческим слухом, как содержащий в себе определенные музыкальные черты. Как отмечают исследователи, именно это качество послужило тому, что уже в конце XIX века «наметился путь сближения искусства церковного звона с академическим музыкальным искусством; в связи с теми или иными художественными темами у композиторов появлялась необходимость обращения к звону в операх, симфонических, камерных произведениях:
- Київ+380960830922