Ви є тут

Библейские симфонии А.Караманова

Автор: 
Клочкова Елена Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2004
Кількість сторінок: 
335
Артикул:
133916
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
2
5
Глава Г Тип симфонизма, трактовка цикла и специфика программности религиозных симфоний А. Караманова.
1. Симфоническое творчество А. Караманова
в контексте современного симфонизма.....................................12
2. Ранние симфонии А. Караманова........................................30
3. Религиозные симфонии.
3.1. Особенности строения макроциклов
« Оовершмша с я» и «Бысть»...........................................37
3.2. Жанровые типы одночастности в
макроциклах.........................................................39
3.3. Религиозная программность одночастных
симфоний А. Караманова. Ее генезис..................................43
Глава II. О религиозной концепции в симфонических циклах А.Караманова «Сокершншлся» и «Бысть».
1 .Приобщение к вере....................................................56
2.«Симферопольский отшельник»..........................................60
3. Мистический опыт и творчество.......................................62
4. Музыка «во славу Божью».............................................66
5. Модель мироздания в симфониях.......................................67
6. О смысле программных названий симфонических циклов
« Совершншася» и « Бысть»..........................................69
7. Принцип построения Апокалипсиса и его отражение в
драматургии цикла « Бысть »........................................77
8 .Пространство и время................................................80
з
9. Молитвенность и медитативность ......................................87
10. Экстаз...............................................................91
11.Специфика образов зла в симфоническом цикле «Бысть»...................95
12.Свет и красота........................................................99
Глава III. Авторские программы и их воплощение в симфонических
циклах « Совершнша с я» и «Бысть».
Вступление..............................................................105
1 Цикл из десяти частей в четырех симфониях « Оовершиша с я» по четырем Евангелиям.
Первая часть «Ибо так возлюбил Бог мир»................................117
Вторая часть « Таковых есть Царство Нєвєсное»..........................132
Третья часть «По-еврейски, по-гречески, по-римски».....................137
Четвертая часть «(Совершилось».........................................142
Пятая часть « Тот, которого пронзили»..................................146
Шестая часть « Ударяя севя кулаком в грудь»............................150
Седьмая часть «Одеждами, смоченными ароматами».........................153
Восьмая часть « Єго здесь нет. Он воскрес».............................157
Девятая часть «Были всегдл в церкви»...................................160
Десятая часть «Б славе Отца своего»....................................164
2. Цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису.
Первая симфония «Лювящу мы»............................................166
Вторая симфония «Кровмю агнчею»........................................176
Третья симфония «Блажеиии мертвии».....................................184
Четвертая симфония «Град велим»........................................194
Пятая симфония «Бысть».................................................199
Шестая симфония «Аз Иисус».............................................208
36
колористические функции фактуры, расслоение фона на фактурные пласты по-разному ритмически организованные, богатство оркестровых тембров (использование валторн с сурдинами и др.), тонкая тембровая дифференциация, игра гармонических красок, явные пространственные ассоциации. Отметим также роль вариантности как главенствующего формообразующего принципа.
Девятая и Десятая симфонии Караманова стоят в его творчестве особняком. Это симфонии написаны в «авангардный» период, когда в студенческих кругах Караманова даже окрестили «главой консерваторских модернистов». Технику симфоний, как и других произведений Караманова этого времени (четыре «Музыки» для виолончели, для скрипки, две для фортепиано, Третий струнный квартет, Второй скрипичный концерт, «Пролог, Мысль и Эпилог», Девятнадцать концертых фуг для фортепиано и др), Ю. Холопов предлагает назвать несерийной додекафонией. «Музыка достигает эффекта серийно-додекафонной, но без применения повторности серийных рядов» / 164, с. 122/.
Десятой симфонией заканчивается ранний период творчества Караманова. После этой симфонии начинается новый этап.
3. Религиозные симфонии А Караманова.
3.1.Особенности строения макроциклов « Совершнша с я» н «Бысть».
Симфоническое мышление композитора вобрало в себя самые разные принципы многовековых симфонических традиций. Важнейшей особенностью « Оовершпшася» и «Бистъ» является то, что они могут существовать в двух различных ипостасях-жанрах: 1) как макроциклы, 2) как одночастные
симфонии. В « Оовершнша с я» более выражена первая тенденция, потому что
37
десять его частей мыслятся автором как единое целое и предполагают нераздельное исполнение. Принципы одночастной симфонии становятся главенствующими в другом макроцикле - «Бысгь», так как шесть его одночастных симфоний могут исполняться и самостоятельно. Показательно при этом, что «симфоническое музыкальное Евангелие» (как называет «Сйкершншася» композитор) - макроцикл, «распадающийся» на части, а «симфонический музыкальный Апокалипсис» (композиторское определение цикла «Еисть») - одночастные симфонии, складывающиеся в макроцикл. Эти различия обусловлены спецификой построения религиозных источников, которая в том и другом случае диктует свою диалектику непрерывности и дискретности. Последование частей «Оовершншлся» - ряд евангельских событий, идущих одно за другим в соответствии с религиозным подлинником. В цикле же «Бысть» каждая симфония объединяет несколько видений Апокалипсиса, совсем не обязательно находящихся в Откровении Святого Иоанна Богослова в непосредственной близости.
Части «Оовершншася» с точки зрения их функциональной роли неравноправны, поскольку десятичастный макроцикл делится на четыре симфонии с различным количеством частей, образуя тем самым многоуровневую композицию:
Макроцикл I .
Субциклы- симфонии I П ш IV
Части макроцикла I И Ш-У1 УП-Х