Ви є тут

Роль музыкального театра в становлении подрастающей личности : Из опыта работы оперного театра г. Челябинска

Автор: 
Иванова Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000233073
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ _____
iii и | |-------------------—i i ................. шшшшшшшшшяшшшшшяшт
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................3
§ 1. Основные теоретические позиции исследования........................ 3
§ 2. Роль музыки и музыкального театра в системе детского воспитания........9
ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕСТО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В ДУХОВНОМ МИРЕ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО TEA ТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА).............................14
§ 1. Челябинский театр оперы и балета как ведущий центр детской и подростковой художественной культуры города.............................. ...........14
§ 2. Игра как эстетическая категория и форма организации жизни детей и подростков в условиях художественного проживания музыкального спектакля ...............18
§ 3 Нравственно - психологические аспекты детского и подросткового мироощущения .31
ГЛАВА ВТОРАЯ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ В ЕГО ПРОЕКЦИИ НА ВОСПРИЯТИЕ ЮНОГО СЛУШАТЕЛЯ.......................61
§ 1. Содержание, особенности жанрового и художественного воплощения детского
музы кал ьного спектакля.................................................... .61
§ 2. Особенности восприятия музыкального спектакля.„..................... 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................'.....................114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................................. 129
Библиографический указатель статей о музыкальных спектаклях для детей Челябинского оперного театра /1957-1997/...............................................129
ПРИЛОЖЕНИЕ 2................................................................132
Аннотированный указатель постановок детских опер, оперетт, мюзиклов и балетов в Челябинском оперном театре /1957-1997/....................................132
ПРИЛОЖЕНИЕ 3................................................................139
Хронологическая таблица детских спектаклей
Челябинского оперного театра (1957 -1997) 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 4................................................................146
Биографический справочник мастеров Челябинской оперной сцены, ярко проявивших себя в детском репертуаре театра............................................... 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 5................................................................157
Результаты анкетирования детей и подростков - слушателей
Челябинского оперного театра..............................................157
3
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________
§ 1. Основные теоретические позиции исследования
"Любой театр - великая школа; глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает э/сивой, полезный урок. Это такая кафедра, с которой мо:жно много сказать миру добра"
(ГЪгольН.В. Собр. соч. т. 6-М; 1977, С. 17)
"Третье тысячелетие уже растет, развивается, требует забот, плачет, смеется, дерется, болеет. Самое главное, чтобы оно состоялось" /125, с. 81/. Эти взволнованные слова нсихолога В.Леви отражают общий смысл и идею всей сложной и многоохватной системы современного воспитания. На вопрос, каким бы нам хотелось видеть "состоявшееся" поколение третьего тысячелетия, определенного ответа нет, так как невозможно точно прогнозировать процессы будущего и предвидеть конкретные условия и ситуации, с которыми придется столкнуться сегодняшним детям во взрослой жизни. Самое главное в настоящее время - заложить прочный фундамент для формирования поколения будущего. Нам бы хотелось видеть человека третьего тысячелетия, прежде всего, как личность созидательную, творчески устремленную,.вдохновенно осваивающую мир духовных ценностей, стоящую в оппозиции к пассивно-обывательскому типу мировосприятия.
В этом аспекте особую, непреходящую ценность представляет музыкальный театр - феномен духовной культуры, синтезирующий в себе одном достижения многих видов искусства и потому способный как ничто другое воспитывать, формировать и совершенствовать культуру мыслей, чувств и потребностей. Музыкальный театр решает важнейшую педагогическую задачу, в каком-то смысле более важную, чем воспитание ума и обучение знаниям и умениях. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения, решающих образом зависит от эмоционального отношения человека к окружающих людям и окружающему миру "Человек, воспитанный искусством,
15
балета для детей "Доктор Айболит" - в 1957 году, в год открытия театра и первой оперы для детей "Красная Шапочка" - в 1962-м году, в шестом театральном сезоне).
Самыми точными "определителями" ценности подавляющего большинства детских музыкальных спектаклей, поставленных на Челябинской сцене, являются долголетие их пребывания в репертуаре, повторные возобновления, интенсивность показов, а также проявляемый к ним интерес юных зрителей. Опираясь на фактологический материал, представленный в Приложениях, остановимся на наиболее показательных моментах.
Изучив многочисленные отклики в прессе, мы выявили детские спектакли-рекордсмены по долголетию пребывания на сцене. Среди них: "Щелкунчик" - около 30 лет,9 "Терем-теремок" - около 30 лет10, "Красная Шапочка" - более 20 лет11, "Белоснежка" - около 20 лет, "Ай, да Балда!" - около 20 лет,12 "Доктор Айболит" - 10 лет, "Липанюшка" - 8 лет.
Рекордное количество раз были показаны такие спектакли, как "Терем-теремок" - 270 раз; "Красная Шапочка" - 240 раз; "Белоснежка" - 230 раз; "Ай да Балда!"- 210 раз; "Липанюшка" - 150 раз; "Щелкунчик" в первой и во второй постановках - по 130 раз.
Изучая цифровые данные об интенсивности показов детских спектаклей в каждом театральном сезоне, необходимо подчеркнуть устойчивую и нарастающую тенденцию к увеличению количественных показателей. В данном случае интересно сравнить показатели крайних театральных сезонов -начального и сегодняшнего. Так, в 1956 году было показано 15 детских спектаклей, в 1997 - 178 (почти в двенадцать раз больше!).
Нетрудно также выявить устойчивую тенденцию к увеличению количества детских опер и балетов в репертуаре театра по каждому театральному сезону. Так, в 60-е годы эта цифра составляла примерно 3-4
9 1967-1973 г.г. и с 1977 г. по настоящее время
10 1962-1977 г.г. и с 1982 г. по настоящее время. 1969-1980 г.г. и с 1987 г. по настоящее время.
111976-1982 гг. и с 1985 г. по настоящее время,
12 1976-1982 г.г. и с 1985 г. по настоящее время.
16
спектакля в год, в 70-х годах - 5-6 спектаклей, в 80-х - 7-8 спектаклей и в настоящее время - более 1013.
Неизменный интерес маленького и юного зрителя повлек повторные постановки таких музыкальных спектаклей, как 'Терем-теремок", "Доктор Айболит", "Снегурочка", "Щелкунчик"; некоторые спектакли были возобновлены трижды. Среди них "Красная Шапочка", "Ай да Балда!", "Бременские музыканты".14 В связи с этим необходимо подчеркнуть, что детские музыкальные спектакли в данном случае ни в чем не уступают по своим художественным достоинствам "взрослым" постановкам.
Результаты проведенного автором опроса и анкетирования детей различных возрастных групп (см. Приложение № 5) дают нам все основания утверждать, что Челябинский театр оперы и балета самый посещаемый данным возрастным контингентом театр города, а также самое посещаемое учреждение музыкальной культуры Челябинска.
Изучение деятельности Челябинского театра оперы и балета, подтверждает тот факт, что детский репертуар никогда не был для него чем-то второстепенным, так как в музыкальных спектаклях для детей всегда были заняты лучшие силы театра - режиссеры - постановщики, дирижеры, художники и ведущие солисты.15 К.С.Станиславский говорил: "В театре для детей надо играть совершенно так же, как и в театре для взрослых, но еще чище
13 "Ай, да Балда!", "Снегурочка", "История Кая и Герды", "Три поросенка", 'Терем-теремок", "Джунгли", "Сказка о царе Салтане", "Коппелия", "Тысяча и одна ночь", "Чипполино", "Маленькая принцесса и семь гномон", "Лебединое озеро", "Евгений Онегин", "Красная Шапочка", "Щелкунчик"и другие.
14 Данные факты являются результатом изучения автором работы многочисленных критических статей в ряде местных газет: "Челябинский рабочий", "Урал" (литературное приложение к газете "Челябинский рабочий"), "Вечерний Челябинск", "Комсомолец" за 1956-199Нг.г. —си. Приложение № 1.
15 В постановках детских музыкальных спектаклей выпи заняты такие режиссеры, как Н.Даутов, Г.Исаханов, С.Половенко, Б.Флакс. Г.Миллер, БАксенов, А.Степанюк, В.Кейш; балетмейстеры - постановщики: О.Дадишкилиани, Л. Воскресенская, В. Бейлин. В.Бутримович. Т.Казанова, Г.Касаткин, М. Тлеубаев,
Э. Тимергазипа, О.Бандапет; дирижеры: Э.Тульбис, Г. Бехтерев, И.Пискарев, В.Бойков, Л.Балабанов, Л.Морозовский, А.Радомский, В.Свойский, А. Чепурной, А. Чернушенко, В.Раевский, С.Казюлин, В.Мюнстер, С.Разенков. В.Ермошкин, В.Шадрин. Имена художников представлены А.Дулевским. Ю.Ностницким, В.Ваксманом, Я.Корсунским, В. Плякуновым, НКохяовым, Н.Рымжановым, Л.Рошко. За неимением возможности назвать имена всех артистов, отдающих свой талант детям, отметим творчество народной артистки России Г.Зайцевой, засл. артистов России В.Гриченко, Н.Сурикова, И.Нефедовой; артистов:
Ю. Украинцева, Е.Журовой, Л.Щендировой, А.Зверева, Л.Семеновой, в послужном списке которых наряду с ведущими партиями классического "взрослого"репертуара немалое место занимают яркие, незабываемые образы музыкальных спектаклей для детей - см. Приложение № 4.