Ви є тут

Особенности развития аккордеонного искусства в России

Автор: 
Спешилова Ольга Ивановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
215
Артикул:
172758
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение........................................................4
Глава 1. «Трансплантация» аккордеона в России
1.1. Исторические условия, обеспечившие
«трансплантацию»...............................................17
1.2. Роль общественно-политических факторов в адаптации аккордеона к российским условиям...............................27
1.3. Причины утверждения аккордеона на советской эстраде в 1920-
1940-е годы и его популярности в годы войны....................36
Глава 2. Специализация как путь развития аккордеонного искусства
2.1. Производство разновидностей аккордеона....................54
2.2. Особенности становления класса аккордеона в различных типах музыкальных учебных заведений..................................63
2.3. Значение нотных изданий и учебно-методических пособий для концертной и педагогической практики...........................79
2.4. О формировании исполнительского мастерства аккордеонистов.................................................92
2.5. Возникновение эстрадного репертуара для аккордеона.......105
Глава 3. Академизация аккордеонного искусства в результате расширения оригинального репертуара...........................115
3.1. Создание оригинального репертуара камерно-инструментального типа..........................................................116
3.2. Роль сочинений В. Я. Пороцкого для аккордеона ...........122
Заключение...................................................148
Список литературы.............................................155
Приложение № 1. Нотные примеры из эстрадного репертуара для
аккордеона...................................................182
Приложение № 2. Нотные примеры из аккордеонного творчества
В. Я. Пороцкого...............................................195
Приложение № 3. Список сочинений В. Я. Пороцкого (1986-2004)...................................................204
20
исторической взаимосвязи органно-фортепианной клавиатуры с развитием мировой музыкальной культуры. Простота ее освоения выразилась в закономерном хроматическом чередовании клавиш тонов и полутонов. Подобное преимущество связано с естественными зрительными и тактильными ощущениями исполнителя [161, с. 12].
В России существовали гармоники с органно-фортепианной клавиатурой, на что указывают работы А. Новосельского, Г. Благодатова,
Э. Язовицкой, К. Верткова, А. Мирека, Е. Максимова. Назовем ряд инструментов, приведенных в схеме А. Мирека: вятская, рояльная однорядная, пшинэ, восточный баян, восточная выборная гармоника, рояльная наколенная однорядная, и двухрядная, елецкая однорядная, елецкая рояльная клавишная, гармоника Белобородова [30]. Однако, внешние сходства этих гармоник не дают полного права утверждать их в качестве прототипов аккордеона. Например, А. Мирек в ранних своих трудах главными прототипами аккордеона считает елецкую рояльную и гармонику Белобородова: «Правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут считаться его предшественниками» [31, с. 29]. Примеру А. Мирека последовал Е. Максимов, который утверждал: «В России в середине прошлого века бытовали рояльные гармоники, которые можно считать предками современного аккордеона» [27, с. 85].
В более поздних трудах А. Мирек называет разные «отправные точки» формирования аккордеона, причем они находились как в городской, так и в сельской местности. К клавишному типу гармоник он относит: вятскую, вологодскую, русянку, елецкую однорядную, елецкую двухрядную. Последняя уже имела хроматический строй клавиатуры органнофортепианного типа. Это истоки от сельских гармоник. Истоки городских гармоник автор обнаруживает в гармонике Белобородова, наколенных однорядных и двухрядных, мелагармонии [30, с. 108-109].
21
Клавишные гармоники в России, в том числе и елецкая рояльная, и экспериментальные гармоники А. Батищева и Баканова (имя осталось неизвестным) выглядят как поиски конструкции клавишной разновидности семейства гармоники. Во-первых, эти виды бытовали в народной среде, чего не скажешь об аккордеоне, который сразу возник на концертной эстраде, минуя бытовое исполнительство. Концертность и зрелищность, присущие аккордеону, - те черты, которых, конечно, не могло быть в отечественных клавишных конструкциях. Во-вторых, названные инструментальные модели не имели такой внешней привлекательности, которой обладал аккордеон. В-третьих, наличие практически сформировавшейся модели аккордеона, привнесенной на российскую территорию, объясняется экономическим фактором. Так, в некоторых странах Западной Европы еще с конца XIX века возникли фабрики по производству аккордеонов.1 Подобных крупных опытов в отношении клавишных разновидностей в России не было. В-четвертых, музыка, исполняемая на таких гармониках, как и сама модель,
1 В трудах отечественных исследователей нет единого мнения но поводу первенства в изготовлении и производстве современного аккордеона, это сделать чрезвычайно сложно. Возможно, что изучение в этой области будет продолжаться. Тем не менее, согласно последним исследованиям М. Имханицкого, создателем клавишного аккордеона был итальянский мастер Мариано Даллапе (1898). Диапазон его инструмента составлял около трех октав, а хроматическая левая клавиатура насчитывала 48 кнопок [179, с. 46]. Исследователь А. Мирек родоначальниками пиано-аккордеонов в Европе считает также итальянских мастеров, но называет другие фамилии и даты изготовления. Так, изобретателем пиано-аккордеона, по его мнению, явился Тесио Джованни из Страделлы, изготовивший инструмент в 1880 году [28]. Среди достоинств аккордеона, А. Мирек называет все приспособления, совершенствующиеся и сегодня. Это регистры-переключатели и компактное применение правой клавиатуры, воспринятое от предыдущих настольных гармоник. Пиано-аккордеон М. Даллапе, по утверждению того же автора впервые был изготовлен в 1890 году. «Эта модель произвела большое впечатление как лучший и совершенный инструмент своего времени, предназначенный для сольных выступлений. На нем была органная клавиатура в три октавы, с регистром-переключателем и 112 кнопок выборного и басо-аккордового аккомпанемента. Сильный красивый звук сочетался с большим весом инструмента» [28].