Ви є тут

Квартеты Д.Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы

Автор: 
Дехтяренко Евгения Витальевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
218
Артикул:
133805
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава Г КВАРТЕТЫ ШОСТАКОВИЧА В КОНТЕКСТЕ КЛАССИЧЕ- 15 СКИХ ТРАДИЦИЙ ЖАНРА
Глава 2. МЕСТО И РОЛЬ СТРУННЫХ КВАРТЕТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ 34 ШОСТАКОВИЧА
Глава 3. КВАРТЕНОЕ НАСЛЕДИЕ ШОСТАКОВИЧА: ХУДОЖЕСТ- 72 ВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОПЛОЩЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ
§ 1. Ансамблевые принципы квартетного жанра 72
§2. Роль творческих контактов композитор-исполнитель в создании 81 квартетов Д. Шостаковича.
§3. Исполнительский стиль струнных квартетов: инструментовка и 87 средства художественной выразительности.
Заключение 136
Литература 144
Приложение 3. Премьеры последних восьми квартетов Шостаковича в 190 зеркале прессы
Приложения
Приложение /. Комментарии к третьей главе Приложение 2. Неоконченный квартет
162
163
166
Приложение 4. Таблица-хронограф
215
3
ВВЕДЕНИЕ
В огромном наследии Шостаковича, охватившем все жанры и музыкальные формы, особое место занимают струнные квартеты. Этот тип камерного ансамбля представляет собой один из самых сложных и тонких видов музыкального исполнительства, к которому композиторы, как правило, обращаются в пору расцвета своего творчества. Как известно, в истории западноевропейской и русской музыки струнный квартет занимает видное место. На протяжении двух с половиной веков он привлекает к себе внимание крупнейших фигур мировой музыкальной культуры и считается пробным камнем композиторского мастерства. Со всей тонкостью, присущей этому жанру, авторы струнных квартетов отражают сложные процессы движения человеческой мысли и воплощают богатейший внутренний мир художника. Исполнители же, останавливая внимание на квартетной музыке, стремятся решить многообразные ансамблевые задачи, обогащая сам жанр различными интерпретациями.
Творчество Д. Д. Шостаковича второй половины сороковых и начала пятидесятых годов прошлого века было примечательно, прежде всего, стремительным расцветом квартетной музыки и созданием уникального фортепианного цикла прелюдий и фуг. Струнные квартеты и полифонический цикл, наряду с Первым скрипичным концертом, заполнили в тот период определенный вакуум, который временно образовался у композитора в жанре симфонии.
Устойчивый интерес к камерному творчеству Шостаковича, в равной степени проявленный со стороны, как музыкантов-профсссионалов, так и слушателей, определялся многими факторами. Главные из них — неисчерпаемая глубина и многоплановость содержания, реализуемые в сочинениях
» » композитора благодаря выработанной им системе явных-и скрытых смыслов. • •
Квартетные опусы Шостаковича в целом отличаются удивительным стилевым родством, но в каждом из них индивидуализированными все же, остают-
20
барокко, в частности, Баха, и его склонность к полифоническим формам, то близость между творчеством двух композиторов станет неоспоримой.
Связь с характерной для Моцарта эстетикой жанра наблюдается, например, во Втором квартете Шостаковича. 'Гак, ансамблевый опус Шостаковича во многом схож со стилем фортепианной сонаты A-dur Моцарта4. Сходство проявляется в общности тонального плана (первые части написаны в A-dur, последние — a-moll), выборе бесконфликтной драматургии, преобладании в музыке жанрово-бытовых зарисовок, создающих общую картину гармонии и равновесия бытия. Сближает эти сочинения и особая роль вариационной формы. Сколь необычна она в первой части классицистского сонатного цикла, столь же неожиданна в финале квартета Шостаковича. Кроме того, в вариационной форме написана и побочная партия первой части Второго квартета, что еще более роднит ее с сонатой Моцарта.
В финале квартета Шостакович, явно ориентируясь на модель моцартов-ских вариаций, использует целый набор стилевых приемов венского классика, таких как фактурное и ритмическое варьирование темы при ее минимальном интонационном изменении и сохранении прозрачности изложения5, нарастание движения от спокойного к быстрому, постепенное усиление значения танцевального начала, его доминирование над песенным. Показателен в этом плане и прием дробления ритмического рисунка темы. Так, в третьей вариации в сонате Моцарта и четвертой вариации в финале квартета Шостаковича тема дается в триольном ритме в одноименной тональности. Отличие состоит в том, что Моцарт группирует триольпый рисунок в секстоли, а Шостакович использует обычные триоли.
Близость к стилистике моцартовской сонаты усиливается и имитацией барабанной дроби — примечательной детали крайних частей произведения
4 Сходство между сочинениями Моцарта и Шостаковича выявлено Н. И. Лазаревой [87,46].
5 В финале Второго квартета Шостакович не изменяет тему в течение трех первых вариаций.
20
барокко, в частности, Баха, и его склонность к полифоническим формам, то близость между творчеством двух композиторов станет неоспоримой.
Связь с характерной для Моцарта эстетикой жанра наблюдается, например, во Втором квартете Шостаковича. Так, ансамблевый опус Шостаковича во многом схож со стилем фортепианной сонаты А-биг Моцарта4. Сходство проявляется в общности тонального плана (первые части написаны в А-<Зиг, последние — а-то11), выборе бесконфликтной драматургии, преобладании в музыке жанрово-бытовых зарисовок, создающих общую картину гармонии и равновесия бытия. Сближает эти сочинения и особая роль вариационной формы. Сколь необычна она в первой части классицистского сонатного цикла, столь же неожиданна в финале квартета Шостаковича. Кроме того, в вариационной форме написана и побочная партия первой части Второго квартета, что еще более роднит ее с сонатой Моцарта.
В финале квартета Шостакович, явно ориентируясь на модель моцартов-ских вариаций, использует целый набор стилевых приемов венского классика, таких как фактурное и ритмическое варьирование темы при ее минимальном интонационном изменении и сохранении прозрачности изложения5, нарастание движения от спокойного к быстрому, постепенное усиление значения танцевального начала, его доминирование над песенным. Показателен в этом плане и прием дробления ритмического рисунка темы. Так, в третьей вариации в сонате Моцарта и четвертой вариации в финале квартета Шостаковича тема дается в триольном ритме в одноименной тональности. Отличие состоит в том, что Моцарт группирует триольный рисунок в секстоли, а Шостакович использует обычные триоли.
Близость к стилистике моцартовской сонаты усиливается и имитацией барабанной дроби — примечательной детали крайних частей произведения
4 Сходство между сочинениями Моцарта и Шостаковича выявлено Н. И. Лазаревой [87, 46].
5 В финале Второго квартета Шостакович не изменяет тему в течение трех первых вариаций.