Ви є тут

Библейские музыкальные инструменты в музыкальной практике и книжной традиции : Интерпретация библейского инструментария в истории переводов Священного Писания

Автор: 
Коляда Елена Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
274860
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение. 4
II. Основная часть.
Глава 1. Инструментальная музыка в Библии: основные аспекты 7
формирования древнееврейской музыкально-инструментальной культуры Глава 2. Библейские музыкальные инструменты: проблемы 28
типологической атрибуции и систематизации
Глава 3. Библейские музыкальные инструменты в церковнославянской и 168
русской традиции переводов Священного Писания
Глава 4. Библейские музыкальные инструменты в постбиблейских 207
источниках и переводах Священного Писания: важнейшие этапы
типологической эволюции ветхозаветного инструментария
III. Научные таблицы и указатели. 247
Сводный список упоминаний музыкальных инструментов и 249
инструментальной терминологии в Священном Писании
Сводная типологическая таблица библейской инструментальной 253
терминологии
Синоптическая таблица упоминаний музыкальных инструментов в 255
различных переводах Священного Писания
Словник 287
Глоссарий древнееврейских библейских и талмудических терминов 289
IV. Источники.
Упоминаемые переводы Священного Писания 296
Список исторических и литературных источников и святоотеческих 304
писаний
Иллюстрации 316
Список иллюстраций 327
Библиография 332
V. Списки сокращений.
Список сокращений слов 353
Сокращения названий учреждений 355
з
Упоминаемые Книги Священного Писания в общепринятых сокращенных написаниях
Сокращения названий библейских, исторических и литературных
источников и святоотеческих писаний
Список сокращений, принятых в Библиографии
356
357 359
35
Афиней, кон. 11-нач. III вв.) употребляются глаголы лХт^ктрю или кройсо (“ударять”, “издавать звук плектром”), а исполнительская манера такого рода называется KiOapipôCa (“пение в сопровождении кифары”), тогда как в римских источниках (Цицерон, 106-43 до Р.Х.) - foris сапеге (букв, “петь извне”). Большинство древних (блж. Иероним, Иосиф Флавий), средневековых (Николай де Лира, ок. 1270-1349) авторов и учёных XX в. (3. Краус (241. T. III. С. 86), Закс (Цит. соч. С. 107-108), Сендри (Цит. соч. С. 272)] сходится во мнении, что на кинноре извлекали звук с помощью плектра, сделанного из пера, дерева или металла. Правда, в Священном Писании неоднократно говорится, что царь Давид «играл на кинноре рукой» (niggën bayâdô / ГРЗ pj, 1 Цар 16:16, 23 и пр.; отсюда, вероятно, и его ошибочное определение как “арфы царя Давида”). Такое специальное указание могло означать либо необычный способ исполнения, либо желание повествователя выделить особое для своего времени искусство - сольную игру без пения. Скорее всего, данному библейскому пассажу следовал блж. Августин (354-430), полагавший, что при музицировании киннор «носят [в руках] и играют руками» (Enarratio in Ps XLII). Некоторые исследователи XX в. [Краус (Цит. соч.) и др.] считают, что новая исполнительская манера -
введение простонародное, а левиты, сохраняя древнюю традицию, играли на
10
этом инструменте пальцами .
Киннор упоминается в Ветхом Завете более 40 раз. Его изобретение, как и изобретение деревянного духового угава, приписывают Иувалу, сыну Ламеха от Ады (Быт 4:21)". И киннор, и угав выступают символическими прообразами библейского инструментария. Киннор несомненно был самым распространённым и благородным инструментом ветхозаветных времён. В Библии содержится высокая эстетическая оценка его звучания: приятный, сладкий (nâ'îm / ITJM, Пс 81:3), праздничный, торжественный (higgâyôn / [ГУТ, Пс 92:4). В Талмуде издаваемые им звуки также называются сладкими (hallà / гбп). Там же повествуется о хранившемся долгое время в алтаре Иерусалимского Храма инструменте времён пророка Моисея с удивительно нежным звуком, который был утрачен при повреждении и не восстановился даже после починки лучшими мастерами из Александрии (Мишна, Арахин
36
10 Ь)12. Исидор Севильский уподобляет тембр киннора голосу, исходящему из груди человеческой (ЕСуто1о§1ае, 111:21). По мнению Кальме (120. Т. V, СоттеШаг'шБ ас! ^ат 4:11), он обладает печальным «стонущим голосом» ^етепбБ Бопиит)|3.
В Храмовом оркестре киннору, по-видимому, отводилась ведущая роль: в Танах (I Пар 15:21) приводятся имена Маттафии, Елифлеуя, Ликнся, Овед-Едома, Иеиела, Азазии, играющих на кинноре, «чтобы руководить» (1эпа$(?Ь / тан*?) музыкантами. Основным его назначением было сопровождение храмового пения левитов (1 Пар 25:6; 2 Пар 29:25), вероятно, специально обучавшихся искусству аккомпанемента ритуалу (2 Пар 5:12), в котором, согласно Талмуду (Мишна, Арахин 11:5), регулярно участвовало не менее девяти инструментов (а при необходимости «число их могло увеличиваться без конца»). Аккомпанирующая функция киннора (скорее всего, он дублировал мелодическую линию) подтверждается определением его и нсвела как “сосудов для пения” (“ксле-шир”, 1 Пар 16:42; см. § 5. 1. Кслим).
Киннор был не только культовым, но и светским инструментом. И в Храме, и вне его звучание киннора являлось символом радости и веселья как всего общества, так и отдельных людей (Иов 21:12). В дни скорби он не употреблялся (Ис 24:8; Иез 26:13; Пс 137:2). В Библии особо подчёркивается способность киннора усиливать восторженно-молитвенное состояние человека. В такие моменты он служил своего рода посредником между Богом и человеком (1 Пар 13:8; Псс 33:2; 81:3; 150:3 и др.) и отвращал последнего от злого духа (I Цар 16:16), являлся также инструментом пророчеств (1 Цар 10:5). Киннор звучал при освящении Храма царя Соломона (2 Пар 5:12) и стен Иерусалима (Неем 12:27), в религиозных процессиях при перенесении Ковчега завета (1 Пар 13:8; 15:16), на торжественных церемониях по случаю победы над врагом (2 Пар 20:28), во время пышных дворцовых пиршеств (Ис 5:12), народных гуляний (2 Цар 6:5; Неем 12:27) и семейных празднеств (Быт 31:27). Его применяли представители различных социальных групп: от царей (самым знаменитым исполнителем был царь Давид; 1 Пар 13:8) до пастухов (1 Цар 16:16) и блудниц (Ис 23:16). С течением времени киннор, очевидно, становился всё более светским инструментом, что вызывало негативную реакцию