Оглавление
Введение......................................................4
Глава 1. Роль традиции в современном творчестве. Неоромантизм в отечественной музыке последней трети XX века ................................................... 23
1.1. Романтические традиции и современное творчество Эволюция отношения к романтической эстетике в отечественной музыке XX века........................... 23
1.2. Аспекты неоромантизма в отечественной музыке последней трети XX века. Образно-эстетическая база современного романтизма................................ 28
1.3. Музыкальный язык романтизма XIX и XX веков. Преемственность и новации..................... 39
1.4. Жанр в контексте романтической экспрессивности 46
Глава 2. Судьба концерта в XX веке. Концерт и неоромантизм.................................................. 52
2.1 Диалог эпох - путь в XX век. Основные признаки жанра и их претворение в современной музыке......... 52
2.2. Концерт в отечественной музыке XX века............ 61
2.3. Романтические традиции и концерт XX века..........72
Глава 3. А.Эшпай. Творчество на перекрестке времен и стилей........................................................ 80
3.1. Грани романтического в творчестве А Эшпая........... 80
3.2. Концертный жанр в творчестве композитора............88
3.3. Тембровое решение концертов......................... 91
3 4 Композиционные особенности...........................98
3.5. Музыкальный язык.................................... 107
Г лава 4 Лирический мир музыки Р.Леденева..................... 121
4.1. Концерт-романс для фортепиано с оркестром............ 121
4.2. Концерт-элегия для виолончели с оркестром............ 130
4.3. Концертная речитация для виолончели с оркестром 146
Глава 5. Драматургические лабиринты Концерта-мистерии
С.Жукова....................................................... 158
Заключение..................................................... 174
Список литературы..........................:................... 188
Приложения:
Приложение №1. Структура формы и тематического развития
проанализированных инструментальных концертов.................. 204
Приложение №2. Некоторые аспекты неоромантизма в музыке
последней трети XX века.........................................214
Приложение №3. Каталог инструментальных концертов, созданных
в 60 - 90-е годы XX века........................................223
Нотные примеры................................................. 230
25
оценивали художественный результат ассимиляции в нашей стране технологических изысков. Р.Леденев, в частности, отмечал в самом явлении разные аспекты: «В 60-е годы началось освоение новой техники письма, той. что родилась не здесь... . Был бум, что само по себе не плохо. Плохо только одно: сочинение по западному образцу приняло невероятно массовый характер». [103; С.20].
Перед композиторами 60-х действительно открылись новые возможности, благодаря небывалому расширению спектра выразительных средств. По своей атмосфере 60-е годы напоминали 20-е годы с их безудержным экспериментированием во имя новой образности. И, хотя поиск шел теперь на ином уровне, параллели с тенденциями искусства 20-х годов стали вполне допустимыми, например, через проявление таких типичных черт как стремление к индивидуализации жанров и форм, движение к жанровому синтезу (что как известно входило и в свод романтического искусства). Именно тогда стала все яснее ощущаться потребность в глубоко личностном высказывании, обозначились жанровые преобразования, связанные с изменением образно - интонационного строя, увеличилось значение ассоциативности, постепенно стали деформироваться циклические формы при явном тяготении к поэмности.
Такая тенденция связана с возросшим значением «Я-сознания». Речь идет об определенном типе творчества, получающем свое выражение в позиции художника по отношению к предмету искусства, в способе изображения, в индивидуально-неповторимом взгляде на окружающий мир. И здесь ключевыми оказываются объективноэпический и субъективно-лирический типы творчества, что, в конечном счете, связано с противопоставлением двух видов сознания: Мы -сознания и Я - сознания. М.Арановский пишет: «Я - это отдельная личность, одинокая перед стихией жизни и её жестокими законами. Это
26
её,- личности, индивидуальная судьба...». Возникающее в данном случае смещение акцента с Мы -сознания на Я - сознание является «следствием индивидуализации, обособления отдельного человека как действующего лица истории ... Вся концепция искусства, основанного на феномене Я - сознания имеет романтическое происхождение.-.однако Мы - сознание было лишь другим, по отношению к Я - сознанию, полюсом романтического миропонимания, как бы компенсирующим и уравновешивающим односторонности и крайности индивидуализма, Я - сознание устремлялось к Мы -сознанию в поисках гармонии и попытках разрешить свои проблемы с окружающим миром. Более того, их связь входила в концептуальный слой романтического искусства» [161; С.825 - 826].
Подобные явления оказались в высшей степени характерными и для искусства второй половины XX века
К началу 70-х годов технические новшества перестали удовлетворять композиторов, т.к. средства, ставшие самоцелью, не смогли заменить собою проблем идейного и смыслового наполнения произведения. Тот же Р Леденев так говорит об этом повороте: «В 60-е годы, пока мне было интересно, я изучал, использовал новации.... Но в конце концов я почувствовал, что лично меня такое творчество совершенно не устраивает.» [103; С.20].
Если в 60-е годы мир воспринимался с точки зрения его постоянной изменчивости, то в 70-е...80-е годы из множества линий начинает складываться новая стилевая объемность, образуется своего рода "стилевая стереофония" - новая иерархия стилевых элементов.
Очевидно изменилась сама сущность отношения художника к миру. В отличии от 60-х, главным теперь становится связь времен, чувство социальной, исторической, культурной памяти и преемственности. Явно обозначилась тенденция историзма и
- Київ+380960830922