Ви є тут

Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна

Автор: 
Михайлова Алевтина Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172728
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
З»
• ВВЕДЕНИЕ - з
ГЛАВА 1
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ БАЯНА
1.1. Фольклоризм как стилевое направление этапа становления академического репертуара для баяна - 32
1. 2. Особенности методов претворения региональных песенных фольклорных традиций - 61
ГЛАВА 2
НЕОФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МУЗЫКЕ ДЛЯ БАЯНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
2. 1. Неофольклоризм как стилевое направление
в музыке для баяна второй половины XX века - 71
2. 2. Колористические новации в претворении колокольных звонов в музыке для баяна
и их драматургические функции - 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -145
Сведения о композиторах - 152
БИБЛИОГРАФИЯ -155

ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Актуальность исследования.
Современная музыка для баяна представляет заметное явление в отечественной музыкальной культуре. За короткий исторический период исполнительство на баяне совершило уверенное восхождение от бытового фольклорного музицирования до профессионального концертноакадемического искусства. С появлением многотембрового готововыборного инструмента современной конструкции начался новый этап в развитии баянного инструментализма.
На филармонической эстраде баян воплотился в самобытный инструмент с широким диапазоном технических, звуковыразительных, тембровых и колористических особенностей, с богатыми потенциальными возможностями индивидуального преломления современных интонационновыразительных средств, что обусловило его включение в сферу современного композиторского творчества. Подтверждением этому стали оригинальные произведения для баяна последних десятилетий, убедительно демонстрирующие его яркий художественный потенциал.
В 60-х - 70-х годах XX века в композиторском творчестве наметилась тенденция к расширению спектра образности, и баян, как новая инструментальная культура с его новыми художественно-выразительными возможностями вошел в круг интересов ведущих современных авторов. Камерные сочинения для баяна С. Беринского, С. Губайдулиной, Э. Денисова, Р. Леденева, К. Волкова, А. Кусякова, В. Зубицкого, А. Холминова по своему эстетическому уровню и художественной значимости соответствуют лучшим образцам традиционного отечественного камерно-инструментального жанра. Эти композиторы во многом определяют лицо современного баяна - инструмента с вековым периодом исторического развития.
Музыкальный энциклопедический словарь для характеристики фольклорного направления использует термин «неофольклоризм», который охватывает стилевые явления данного направления XX века в целом, характеризуя его как обновление, обогащение музыкального языка за счет обращения к древним пластам фольклора. Особенностями музыки этого направления отмечается метрическая свобода, ладоинтонационное своеобразие, активность, энергичность ритмики, претворение свойственных фольклору принципов формообразования. Также в неофольклорном стиле получает обобщенное воплощение национальный характер, язык, мышление, этика [71, 379].
Тенденции, связанные с претворением фольклора в композиторском творчестве на примере жанра фольклорной обработки в отечественной музыке начала XX века рассматриваются А. Демченко, который называет «новый характер взаимоотношений композитора с фольклором» термином «фольклоризм» или «неофольклоризм». Автор отмечает, что в наиболее радикальном варианте фольклоризм означал качественно новый принцип работы с фольклором, «подчеркнутую избирательность в отношении народного творчества с преобладающей ориентацией на его формы, еще не освоенные профессиональной культурой; склонность к звуковым раритетам в виде интонационной архаики, прихотливых метроритмических комбинаций, специфических ладообразований, особых тембровых эффектов и способов артикуляции; нестесненная трансформация, а в необходимых случаях и деформация прототипов, подчиняемых индивидуальному замыслу, любая степень их усложнения посредством использования приемов современного композиторского письма с характерной для него насыщенно диссонантной вертикалью и свободой линеарных сопряжений» [27,35-36].
Вопросам анализа фольклоризма в музыке русских композиторов XX века посвящена монография Л. Ивановой, где автором фундаментально рассматривается фольклоризм как творческое направление в ракурсе исторического развития. По мнению автора, в XX веке получили
обозначение: 1) «Фольклорное направление», которое с разной степенью активности, со своими подъемами и спадами прошло через столетие, данное определение относится в целом к музыке, непосредственно связанной с фольклором. Это обобщающее понятие всего «фольклорного» пласта. 2) «Новая фольклорная волна» - явление исторически локальное. Как понятие закрепилось за фольклорным движением 60 - 70-х годов - кульминацией в фольклорном направлении XX века. 3) «Неофольклоризм» первой волны (начало века), второй волны (60 - 80-е годы) - понятие, относящееся к фольклорному направлению, актуализирующемуся в определенные периоды, активно использующему весь арсенал современных ему технических средств, выполняющему роль стимулятора и катализатора обновляющегося музыкального языка [37, 173].
При существующей разноголосице мнений в вопросе использования терминов «фолъклоризм» и «неофольклоризм», наиболее основательно данную проблему рассматривает Г. Григорьева в монографии «Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века», разделяя данные направления в отечественной музыке второй половины XX века и внося боле четкие стилистические и временные градации. По мнению Г. Григорьевой, для фольклорного направления, опирающегося на глубинные, первозданно-экспрессивные слои народного творчества, характерно, с одной стороны, стремление к «открытой лиричности, простоты выражения, жанровой определенности». С другой стороны, фольклорные тенденции на современном этапе выступают в единении с факторами сонорности, моно- и полистилистики, т. е., наблюдается ассимиляция различных стилевых направлений, образуя сложные перекрещивающиеся связи. [23, 9],
синтетичность музыкального мышления (термин В. Медушевского).
Процесс становления и формирования национального стиля в музыке бесконечен, поскольку бесконечна линия обновления традиционного мышления. Каждый исторический период обогащает национальный стиль различными композиторскими новациями фольклорной направленности,