Ви є тут

История исполнительства на арфе

Автор: 
Покровская Надежда Николаевна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
453
Артикул:
1000336959
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................5
Глава 1. АРФА В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Происхождение инструмента и его названия..................37
Арфа в Древнем Египте..................................... 38
Арфа в Древнем Междуречье................................. 43
Арфа в Древнем Иране......................................45
Арфа в Древней Иудее...................................... 46
Арфа в Древней Сирии......................................48
Арфа в Древней Греции и Риме.............................. 49
Глава 2. АРФА В ЕВРОПЕ (с I до начала XX века)
Арфа в музыке раннего христианства и варваров..............52
Искусство бардов кельтских стран.......................... 56
Арфа в искусстве континентальной Европы XI-X1V вв 64
Ars nova и арфовая культура Италии X1V-XVI вв............. 70
Арфовое искусство Испании XV-XVI вв........................76
Крючковая арфа XVII в.....................................80
Арфа в творчестве Г. Ф. Генделя и И С Баха................84
Арфовое искусство Италии и Испании XVTI-XVIII вв 89
Создание педальной арфы в XVIII в.........................92
Немецкая школа игры на арфе XVIII в.......................96
Арфовое искусство Чехии XVIII в............................117
Арфовое искусство Франции XVIII в. Парижская школа.........130
Педагогические принципы «парижской школы»..................136
Арфа с двойным движением педалей системы С. Эрара
Арфовое искусство Европы до начала XX в....................160
Художественные и технические возможности современных арф 165 Становление и развитие национальных арфовых школ в XIX в... 166
Арфовое искусство Франции XIX в............................170
Арфовое искусство Англии XIX в.............................188
3
Арфовое искусство Австрии и Германии XIX в.................. 199
Арфовое искусство Чехии XIX и начала XX в...................206
Арфовое искусство Италии XIX и начала XX в....................209
Глава 3. АРФА В РОССИИ (XVI- начало XX в.)....................212
Первый период. Предыстория арфы в России.................... 216
Второй период. Начальный этап формирования русской арфо-вой культуры. Арфовое искусство Европы и русская музыкальная культура в последней трети XVIII в...............218
Появление педальной арфы в России.............................219
Музыкальное образование в последней трети XVIII в.
Московский и петербургский истоки русской арфовой школы....222 Третий период. Становление русской арфовой школы. Любительство как явление русской музыкальной культуры конца
XVIII - середины XIX в........................................231
Русский арфовый репертуар эпохи классицизма...................233
Великий арфист XVIII в. Жан Батист Кардон.....................242
Арфовый репертуар с 1799 по 1825 г............................254
Арфа в концертной жизни России конца XVIII - начала XIX в...
Производство и продажа арф и струн. Нотные издания............256
Создание единой русской школы игры на арфе в первой половине XIX в......................................................270
Гастроли в России зарубежных арфистов.........................285
Великий русский арфист Н. П. Девитте..........................290
Истоки и своеобразие арфового творчества М. И. Глинки 301
Арфа в России второй половины XIX - начала XX в.............. 310
Русская арфопая школа конца XIX - начала XX в................ 314
Во времена войн Александра Македонского греческое влияние охватило вес Средиземноморье. Культура Востока, принесенная рабами из Египта, Малой Азии и Персии, в свою очередь, сказалась на искусстве Греции. Следы гибридизации культур обнаруживаются в городах, построенных греками, -Александрии и Антиохии.
Новая космополитическая культура получила название эллинистической. В этот период наблюдается упадок этической ценности искусства наряду со значительным количественным ростом всех сторон музыкальной культуры в метрополии. Возникают оркестры с большим числом участников, кифары величиной с карсту и лнры размером с колесницу [101, с. 194]. Число струн на них увеличивается до двадцати и более.
Виртуозные возможности инструментов гипертрофируются за счет снижения этической значимости музыки [173, с. 300-302]. Появились ансамбли и гастролсры-виртуозы из иностранных музыкантов, и возникла кифаристика - исполнение сольного инструментального произведения. Это были концертные виртуозные пьесы из двух частей. Создателем кифаристикн в VI веке до н. э. стал Лизандр из Сикиона.
Расцвет Римской империи совпадает с расцветом эллинизма. Вес, происходившее в последний период в Древней Греции, имело место и в Риме, так как его искусство было импортировано из колоний [101, с. 194].
Музыкой Рима была музыка греческая, сирийская, вавилонская и египстско-александрийская. И в ней преобладало количество над качеством: громадные лнры с большим числом струн, театральные оркестры со многими разнообразными инструментами, публичные концерты с участием иноземных
гастролеров-виртуозов (256, с. 23). Ансамбли из рабов и получавшие высокие гонорары иностранные учителя музыки вносили свой вклад в космополитическое, этически не полноценное искусство римлян.
Главными инструментами в их музыке были авлос, кифара, лира и кимвалы. Среди свободных римлян одно время была распространена любительская игра на кифаре и лире (256, с. 23). По утверждениям историков, они звучали далее в императорских семьях, причем Нерон играл, как мастер (365, с. 15]. Однажды он отменил заседание Сената, чтобы послушать приехавшего из Греции виртуоза-кифареда [246, с. 23), а в 60-х годах н. э. сам ездил на гастроли в Грецию [101, с. 225]. В Риме этот император построил театр для своих выступлений и воспользовался пожаром Вечного города для вдохновенной импровизации на кифаре.
В странах Средиземноморья (Малая Азия, Египет, Греция, Рим) арфа в ее нескольких разновидностях (киннор, самбуке, бент, дзадза'т, набл, тригоион) была главным инструментом Древнего мира (наряду с псалтирем и кифарой в последние два века до н. э.). Она участвовала во всех видах музыки - светской, духовной, фольклорной и профессиональной, - во всех родах музицирования - в ансамблях, аккомпанементе, соло и в оркестре.
Профессиональное арфовое искусство основывалось на устной традиции в исполнительстве и обучении и на импровизационной манере игры. Исключение составляют лишь записи на камне ногного текста в Шумсрии и Древней Греции, до сих пор не расшифрованные. В других странах фиксировался только словесный текст наиболее известных песен (Египет, песнь арфиста Антефа).