Ви є тут

Ударная установка : вопросы эволюции и исполнительства

Автор: 
Соколов Григорий Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. История возникновения и происхождение
комплексного инструмента 14
1.1 Зарождение и функционирование основных ударных
инструментов, их первые объединения в комплекс 14
1.1.1. Больший барабан 20
1.1.2. Тарелки 21
1.1.3.Малый барабан 23
1.1.4. Попален не комплекса ых конструкций 23
1.2 Формирование соответствующего инструментального
комплекса 28
1.3 Генезис комплекса ударных инструментов
во второй половине XX— начале XXI веков 46
ГЛАВА 2. Структура инструментария в ударной установке 61
2.1 Функциональная дифференциация 61
2.1.1. Основные группы инструментов 63
2.1.2. Дополнительные группы инструментов 73
2.2. Классификация инструментария 77
ГЛАВА 3. Ритмические формулы в музыке
неакадемической традиции 89
3.1 Анализ ритмических структур
в контексте исполнительства на ударной установке 107
3.2 Классификации ритмических построений 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 127
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
Приложение 1 иллюстрации____
Приложение 2 схемы и таблицы
Приложение 3 нотные примеры
139
149
157
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современной музыкальной культуре, особенно в сфере оркестрово-ансамблевого исполнительства, наблюдается заметное усиление роли ударных инструментов. Богатство тембровоколористических красок, огромные художественно-выразительные возможности, мелодико-ритмический потенциал, широкий спектр динамико-штрихового разнообразия - вот далеко не полный перечень достоинств этой инструментальной группы.
На сегодняшний день игра на ударной установке, как частный случай исполнительства, является неотъемлемым компонентом современной музыкальной культуры, в целом. Этот вид деятельности занимает свое особое место в концертной практике.
Нет никаких сомнений в том, что владение искусством шры на ударной установке1 является для нынешнего музыканта-ударника неотъемлемой частью его профессионального мастерства. Современная исполнительская практика предполагает использование данного комплексного инструмента во многих жанрах музыкального искусства. Однако особое место ударная установка занимает в сфере неакадсмической или нонартифициалъной музыки, то есть «...включающей в себя фольклор, а также бытовую, развлекательную, танцевальную и иную музыку прикладного характера, достаточно адекватно воспринимаемую без сколько-нибудь значительного опыта общения слушателя с наиболее высокоразвитыми формами музыкального искусства» [47, 10].
С появлением на мировой художественной сцене джазовых произведений, с развитием рок- и поп-музыки, введением в академическое искусство элементов эстрадного толка, возникновение и развитие ударной установки, как одного из важнейших ритмообразующих элементов в эстрадных жанрах,
1 Несмотря на то, что ударная установка представляет собой набор разнообразных ударных инструментов, се принято считать одним инструментом, как и любой иной комплекс.
16
нас дошло немало древнеегипетских инструментов самого разнообразного типа: тут и ударные, начиная от примитивных «колотушек» — прототипа «кастаньет» и кончая металлическими тарелками и усовершенствованными барабанами; тут систры и разновидности сравнительно высокоразвитых духовых инструментов...» [38, 164]. (см. приложение 1, рисунок 1).
Веским подтверждением изменений в музыкальной культуре древнеегипетской цивилизации, начиная с первых веков второго тысячелетия, являются изображения все новых и новых разновидностей инструментов, таких как лютни, угловые арфы, многообразные питы барабанов и т.д. (см. приложение 1, рисунок 2).
В инструментоведческой и исторической научной литературе часто обнаруживаются упоминания о бытовании ударных инструментах также и в других культурах, таких как тумеро-вавилонская (или ассиро-вавилонская). Это одна из древнейших восточных цивилизаций, возникшая, наряду с египетской, примерно в пятом тысячелетии до и. э. Мощная шумеро-вавилонская культура на протяжении своего существования генерировала развитое искусство, наличие в котором музыкального инструментария и соответствующей практики подтверждается многими исследователями, в частности, Ф. Гальпиным [148].
К упомянутой культуре, но мнению Р.Грубера, должны быть отнесены многочисленные разновидности барабанов, из которых следует отметить «двойной» барабан, наподобие песочных часов, аналогичный китайской, индийской, тибетской и суданской конструктивной разновидности. Мощная звучность этого барабана уподоблялась современниками «рёву быка» и, по их словам, «отнюдь не располагала ко сну» [38, 191].
То обстоятельство, что ударные инструменты обладают гипнотическим воздействием на слушателя, знали ещё люди древнейших цивилизаций. Именно данные инструменты помогали создавать атмосферу присутствия потусторонних сил во время проведения ритуальных танцев, обрядов, шаманских гаданий и предсказаний. Многократное повторение одного и того же ритма помогало жрецу подчинить сознание участников действа. Постепенное
17
ускорение темпа и добавление громкости подчас приводило людей в экстатическое состояние. Вот, как описывает Т.Кох-Грюнберг древний массовый танцевальный обряд перуанцев: «Снова возобновляются танцы, причём в кругу танцующих «партнера» мужчины и женщины затевают новый танец - «тукуй»: здесь мужчины, раскрашенные белой краской, также держат в руках дудки, из которых извлекают все один и тот же звук, в то время как впереди выступают барабанщики»3.
Несколько иное описание танцев во время празднеств тех же перуанцев, приводит Торквемада: «Начало танцев обозначаегся пронзительным свистом трёх или четырёх индейцев, а затем звуками ударных инструментов, сперва пианиссимо, постепенно всё более и более громких <...>. Таким образом, звучание ударных инструментов, пение и танцы образуют полное единство» [38, и].
Несомненно, ударным нет равных среди других музыкальных инструментов в тех случаях, когда необходима организация совместных действий большого числа людей, а также передача звуковых сигналов на дальние расстояния. Л поскольку при проведении любых военных действий требуется и то, и другое, постольку интенсивное развитие ударных вполне закономерно имеет тесную связь с развитием военного дела.
О том, что ударные инструменты уже в древнем Египте использовались в военной музыке, Р.Грубер пишет следующее: «Едва ли не единственной областью, где музыка в период Нового царства получила дальнейшее развитие, явилась область военной музыки, в связи с установлением регулярной армии и упорядочением военного быта. Военные оркестры пользовались как ударными инструментами, так и военной трубой» [38, 187]. (см. приложение 1, рис. 3).
Во всех цивилизациях, во все времена, во всех армиях мира ударные инструменты выполняли организационную функцию, которая эволюционировала в процессе исторического развития вооруженных сил. И если, например, ещё в XVI - XVII веках от своевременности подачи сигналов и
3 Koch-Grunbcrg.Tli., «Von Roroima /.um Orinoko» III, стр. 156, шпата по [ЗХ).