Ви є тут

Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона

Автор: 
Карташова Татьяна Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172871
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Список сокращении и аббревиатур............................................3
Введение...................................................................4
1. Украинцы на Дону. Сохранение традиций.
1.1. Исторические сведения об украинских поселениях на Дону............16
1.2. Формы музыкального быта............................................24
1.3.Жанровый состав и репертуар украинской песенной традиции...........34
2. Приуроченные обрядовые и внеобрядовые жанры
2.1. Свадебные обряды и песни...........................................49
2.2. Календарные обряды и песни.........................................64
2.3. Псальмы............................................................77
3.2. Нсприурочснные жанры. Лироэпические и лирические песни
3.1. Песенная поэзия....................................................83
3.2. Напевы неприуроченных песен........................................98
Заключение................................................................110
Библиографический список..................................................116
Список сборников народных песен...........................................138
Список использованных архивных источников.................................142
Список обследованных населенных пунктов...................................143
Приложения
Приложение 1. Карта районов расселения донских малороссов..............145
Приложение 2. Песенный репертуар.......................................146
Приложение 3. Свадебные обряды.........................................191
Приложение 4. Нотные примеры 1-50......................................201
3
Список сокращений и аббревиатур
БРЭ Большая Российская энциклопедия
БСЭ Большая Советская энциклопедия
ВД Войско Донское
ГЛРО Государственный архив Ростовской области
ГИИ Государственный Институт искусствознания
ГРЦРФ Государственный республиканский центр русского фольклора
ГЦММК Государственный Центральный музей музыкальной культуры
им. М. И. Глинки ДВ Донской вестник
ДВВ Донские войсковые ведомости
ДОВ Донские областные ведомости
ЗВД Земля войска Донского
КМиФ СК РСФСР Комиссия музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР
ЛГИТМиК Ленинградский государственный институт тсатра^музыки и ки-
нематографии
НМИДК Новочсркасский музей истории донского казачества
ОВД Область войска Донского
ПДК Песни донских казаков
ПЗ Полевые записи
ПЗА Полевые записи автора
РГК Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахмани-
нова
РАН Российская академия наук
РГПИ Ростовский государственный педагогический институт
РИИИ Российский институт истории искусств Министерства культуры
РФ и РАН (СПб)
РОМК Ростовский областной музей краеведения
30
дине, но и в соседних населенных пунктах, куда их приглашают на похороны и поминки. Так, в слободе Волошино знатоками псальм являются Л. П. Холодняк, И. Г. Клинченко, И. И. Ерошенко, Л. М. Гайденко, Л. И. Самойлова; в селе Мань-ково-Калитвенском - Е. Ф. Лукашсва, Н. П. Сыпченко, К. Е. Патрасенко, Л. Д. Чеботарева, Л. И. Гуденко, Р. К. Чередниченко; в хуторе Ильинке - М. С. Алексеенко, Л. Е. Морозова, П. В. Адамова.
В каждом ансамбле есть запевалы, которые знают репертуар и порядок следования псальм в той или иной ситуации. Например, в слободе Волошино запевалой является Л. П. Холодняк., в хуторе Ильинке - М. С. Алексеенко, в селе Маньково-Калитвснском - Е. Ф. Лукашсва.
В отличие от других жанров местной традиции репертуар псальм передается не только в устной, но и в письменной форме. Поэтические тексты содержатся в рукописных сборниках («тетрадках»), которыми исполнители очень дорожат. Особую ценность имеют «тетрадки», полученные «по наследству» от певиц старшего возраста. Участницы одной певческой группы знают до 20-30 псальм. Одни, находящиеся в репертуаре постоянно, исполняют по памяти, другие - по сборникам.
Пенис псальм и стихов является одной из форм времяпрепровождения, поэтому во время таких собраний исполняются тексты, не связанные с какими-либо определенными обстоятельствами («не покойнику касаются»).
Пополнение репертуара происходит и в результате контактов с исполнителями из других местностей - в доме отдыха, во время лечения в больнице. Специализация в исполнении псальм не исключала возможности пения в иных условиях (во время застолья, в «кутке»). Известны случаи, когда исполнительницы являются певчими в церковном хоре.
Наряду с традиционными формами исполнительства у малороссов существовали и организованные. Для конца XVIII и XIX вв. это, прежде всего, хоры при храмах, с которыми занимались регенты. Именно хоры малороссиян отличались певческим мастерством и регентской выучкой. Певчими в них были как взрослые мужчины и женщины, так и дети.
В слободах Миусского округа «маленькие хохлята, которые, едва научившись разбирать грамоту, понимают уже ноту и поют довольно недурно». Как пишет ав-
31
тор статьи в ДОВ, «я не видел нигде, чтобы с такой любовью относились к пению. Тогда как в городах прихожане слушают пенис безголосых причетников, хохлы услаждают свой слух пением певчих» (ДОВ 1879, № 32, с. 4).
При Советской власти (со второй половины 20-х гг.) на Дону, как и по всей стране, получают распространение различные формы самодеятельного художественного творчества. Во многих населенных пунктах существовали хоры.
Наши информанты 1920—1930-х гг. рождения были участниками хоров при Домах культуры в 60-80-е гг., по числу участников (10-15 и более человек) превышающие бытовые ансамбли. Такие хоры были в слободах Дячкино, Ефремо-Степановке, Нижне-Нагольной, селах Головке, Маньково-Калитвенском, ст-це Мальчсвской и др. В сл. Волошино хор числился при детском саде, в котором работали руководитель и некоторые певицы.
Репертуар хоров состоял из традиционных песен, преимущественно лирических бытовых, шуточных, исполняемых без сопровождения, и современных авторских - в сопровождении баяна. В программе хора сл. Волошино было приуроченное к Масленице представление, во время которого зрителей угощали «варэ-иыками з сыром»; на сцене воссоздавалась обстановка сельского дома - с прялками, рушниками, мебелью и домашней утварью. Сами исполнители выступали в традиционной вышитой одежде.
Хоры участвовали в праздничных мероприятиях в своей местности и выезжали с концертами за ее пределы.
Семейные, уличные, и организованные при ДК певческие коллективы имели общий репертуар, и, отчасти, состав участников. Стиль традиционного пения в самодеятельных хорах сохранялся в полной мере. «Новации» художественных руководителей касались в основном авторских песен, поэтому коллективы названных двух типов вряд ли можно противопоставлять.
Песни местной традиции распеваются многоголосно. В современной исполнительской практике отмечено три вида отношений голосовых партий: дублирование в параллельном движении, функциональное противопоставление, координация через гармоническое созвучие. В двухголосии с дублировкой ведущим может быть нижний или верхний голос; он поддерживается терцовой дублировкой свср-