Ви є тут

Импровизация и композиция в джазе

Автор: 
Кинус, Юрий Григорьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172715
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
стр.
Введение..........................................................3
ГЛЛВЛ 1. Джазовая импровизация в её историческом становлнии 12
1.1 Импровизация и её роль в джазе......................12
1.2 Происхождение джазовой импровизации.................16
1.3. Типы джазовой импровизации...........................21
1.3.1 Неподготовленная и подготовленная импровизация......23
1.3.2 Коллективная импровизация...........................28
1.3.3 Сольная импровизация: орнаментальная, хорусная и модальная......................................................33
1.3.4 Ограниченная и свободная импровизация...............53
ГЛАВА 2. Аранжировка как фактор композиции в джазе...............56
2.1 Понятия «композиция» и «аранжировка» в джазе........56
2.2 Типы джазовой аранжировки...........................66
2.3 Аранжировка и форма в джазе.........................75
2.4 Инструментовка и саунд как элементы джазовой аранжировки.......................................................78
ГЛАВА 3. Соотношение импровизации и композиции в джазе...........98
3.1. Импровизационный тип................................99
3.2. Импровизационно-композиционный тип.................106
3.3. Композиционно-импровизационный тип.................119
3.4 Композиционный тип.................................133
Заключение......................................................137
Список литературы...............................................142
Краткий словарь джазовых терминов...............................153
Нотные примеры..................................................162
Введение
В музыкальном искусстве XX века джаз занимает особое место. Как известно, джаз сложился и развивался в тесном взаимодействии европейской и африканской музыкальных традиций на американской земле, и основные этапы его развития укладываются в жизни всего одного поколения. Американские исследователи джаза Л. Фэзер [БеЛег 1965, р. 36-37] и Р. Блеш [В1еБЬ 1958, р. 42-43] первыми высказали мысль, что за первые пятьдесят лет своей истории джаз в предельно сжатой форме прошёл примерно те же стадии развития отношений между устно-импровизационным и письменнокомпозиционным творчеством, которые европейская музыка проходила на протяжении тысячелетий.
Однако композицию и импровизацию в джазе, как правило, рассматривают в полярном, даже взаимоисключающем противопоставлении. Композицию понимают как преднамеренное и обдуманное сочинение музыки, импровизацию - как её спонтанное создание в процессе исполнения. Хотя результатом композиции является зафиксированное в нотном тексте законченное произведение, стабильное во всех своих параметрах, независимо от того, исполняется оно или нет, сведение её только к нотной фиксации малоубедительно. Такой подход имеет силу для профессионального музыкального творчества европейской традиции, но мало применим к мировому фольклору, к своеобразным традициям Востока и во многом к искусству джаза. Вопрос о первичности импровизации также весьма проблематичен, так как любая музыка, в том числе и импровизационная, характеризуется наличием регулярно повторяющихся, устойчивых, или композиционных, черт.
Давно назрела острая необходимость попытаться рассмотреть импровизацию и композицию не в противопоставлении, а во взаимосвязи друг с другом, так как между двумя этими полюсами не может быть пустого пространства. Оно наверняка заполнено какими-то промежуточными видами, орга-
явление новых видов импровизации не означает уничтожение предшествующих её видов, которые как бы отходят на второй план, но в определённое время вновь напоминают о себе на качественно более высоком уровне. Джазовая импровизация рождается как обработка или разработка некоего исходного музыкального материала, заимствованного или оригинального. Этот материал неминуемо подвергается «оджазированию» в процессе интерпретации его джазовым музыкантом. Для него он является всего лишь поводом, предпосылкой, начальным импульсом творческой деятельности, а не объектом для копирования. Возможности импровизации простираются от простого «украшательства» и незначительного варьирования мелодии до полного отказа от неё в пользу звуковых построений, имеющих отношение уже только к гармоническому базису, конкретному ладу или даже хроматической тональности. Отсюда многообразие типов и средств импровизационной техники джаза, определяющих конкретный облик импровизации. Это обусловлено особенностями различных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой конкретных музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. В джазе находят применение самые различные виды импровизации: спонтанная и подготовленная, сольная и коллективная, вокальная и инструментальная, тональная и внетональная, ограниченная и свободная, основывающаяся на заданных схемах, моделях, стандартах, частично или полностью распланированная, сочетающаяся с элементами композиции и аранжировки, порой даже целиком намеченная в нотной записи. Импровизацией могут быть короткий брейк, каденция или развёрнутый мелодический хорус, основой для которого могут являться не только мелодия, но и разного рода модели: функционально-гармонические, ладо-звукорядные, метроритмические, даже жанровые и стилевые, а также композиционные схемы и технические приёмы. Возможны импровизация на законченную пьесу с развитой формой, импровизация на импровизацию, наконец, алеаторическая импровизация. Не исключается имитация музыкантом импровизацион-
ных стилей других джазовых исполнителей, а также сочетание различных типов импровизации.
Это разнообразие джазовой импровизации в крупном плане можно типизировать, отталкиваясь от следующих четырёх важнейших факторов: 1) степени подготовленности импровизации; 2) количества её исполнителей; 3) её технологической основы и 4) степени свободы действия музыканта-импровизатора. Исходя из этого, мы предлагаем следующую типологию джазовой импровизации:
1) неподготовленная и подготовленная импровизация (обе являются спонтанными по своей сути);
2) коллективная и сольная импровизация;
3) орнаментальная (на мелодию), хорусная (на гармоническую после-
Л
дователыюсть) и модальная (на лад) импровизация;
4) ограниченная и свободная импровизация.
1.3.1 Неподготовленная и подготовленная импровизация
Формы проявления импровизации как спонтанного типа музицирования располагаются между её двумя противоположными полюсами: неподготовленной и подготовленной.
Неподготовленная импровизация рождается непосредственно в момент исполнения музыкального произведения и в большинстве случаев превращается в неистовое, бессмысленное музицирование «ни о чём», даже если за основу берётся какая-либо тема. Тем не менее, такой вид естественного спонтанного исполнительства вполне убедителен в тех случаях, когда он наполнен чувством (англ. feeling) и ответственностью (англ. engagement) перед
2 Модальность (англ. modality)- понятие многозначное. Здесь и в дальнейшем изложении оно используется в смысле метода сочинения на основе всевозможных натуральных и искусственных ладов, а также свободно избранных звуковысотных и ритмических модусов [Музыка 1998, с. 349]. Поскольку понятие «модус» (лат. modus - мера, способ, правило, предписание) близко русскому термину лад, его часто и переводят как «лад» [Музыка 1998, с. 350]. В этом значении термин «модус» здесь и будет использоваться.