Ви є тут

Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре

Автор: 
Овчинникова Татьяна Константиновна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
133834
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................4
ГЛАВА 1. Предпосылки расцвета хорового театра в современной музыкальной культуре..................................................12
і
1.1. Природная зрелищность хорового пения............................12
1.2. Традиционные пути театрализации хоровой музыки в творчестве
композиторов XX века............................................19
] .3. Новые формы театрализации хоровой музыки в контексте визуально
ориентированной музыкальной культуры XX века....................33
1.3.1. Театрализация хоровой музыки посредством контактов с театром (музыкальным, драматическим).............................33
1.3.2 Экранизация традиционных хоровых сочинений как способ наслоения интонационно-музыкальных и визуальных смыслов..........................................................53
ГЛАВА 2. Хоровой театр как феномен....................................64
2.1. Становление хорового театра.....................................64
2.2. Исполнительские проблемы хорового театра........................80
2.2.1. Специфика дирижерско-режиссерской деятельности...........80
2.2.2. Специфика работы певца-актера............................85
2.2.3. «Хоровой театр» — интегративный курс в системе дирижерско-хорового образования ВУЗа........................................93
ГЛАВА 3. Хоровой театр в многообразии жанровых форм.................Г..98
3.1. Концерт в лицах..................................................98
3.2. Общая характеристика жанров с уточняющим определением «действо»........................................................109
2
3.2.1. Концерт-действо..........................................111
3.2.2. Хоровая симфония-действо.................................114
3.2.3. Хоровое действо..........................................118
3.2.4. Хоровое обрядовое действо................................120
3.3. Хоровая сцена...................................................128
3.4. Хоровой спектакль...............................................132
3.5. Хоровая опера...................................................139
Заключение......................................................... 145
Список литературы....................................................149
Приложение № 1 (Современные коллективы России, работающие в
жанрах хорового театра).............................163
Приложение № 2 (нотное)..............................................179
Приложение № 3 (иллюстрации).........................................198
передавать те или иные события окружающей действительности. При этом вряд ли можно говорить о предметной, понятийной конкретности изображения. Возможностями конкретизации обладает слово. В. Живов отмечает, что соединение речи и музыки усиливает воздействие музыкальной стороны на слушателя, поскольку «текст делает более конкретными и определенными мысли, выраженные в музыке; она же, в свою очередь, образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов» [40; с. 33]. В вокально-хоровых произведениях соотношение музыки и слова рассматривается не просто как взаимодействие вербального и музыкального компонентов, а как их неразрывное единство. Взаимосвязь текста и средств музыкальной выразительности формирует сюжетную основу сочинения. Поэтический текст определяет образную сферу сочинения, влияя на выбор средств музыкальной выразительности, и одновременно отдельные средства музыкальной выразительности нередко способствуют передаче не только общего настроения, но и более детальной прорисовке образов, состояний, предметов.
Чаще всего театрализации подвергаются сочинения, литературная канва которых персонифицирована, насыщена событиями и активными действиями. Наличие событий, действия и персонажей в тексте обуславливает их “реальное оживление” при музыкальном воплощении.
Предвосхищая разговор о приемах театрализации хоровой фактуры в современном композиторском творчестве, следует отметить, что истоки театрализации хоровой музыки восходят к жанру мадригала. Одна из разновидностей жанра - драматический мадригал, создателями которого считаются О. Векки, А. Стриджо, Л. Луццаски, К. Монтеверди, писался на небольшое либретго. Сюжетная основа такого мадригала включала в себя некоторое количество действующих лиц, однако, арии и речитативы здесь отсутствовали - исполнение всех персонифицированных партий поручалось вокальному ансамблю. Особая заслуга в театрализации жанра принадлежит К. Монтеверди. В сборнике «Мабг%аН guemeri ес! атогоБЩ («Мадригалы
воинственные и любовные»), как отмечает К. Розеншильд, «музыкально-поэтическая драматизация мадригала доведена до последнего возможного тогда предела» [108; с. 211]13.
Традиция мадригала находит свое отражение и в современной хоровой музыке. Повышенное композиторское внимание к литературному первоисточнику формирует особый метод работы с поэтическим текстом, который можно определить как метод свободной интерпретации. Его суть заключается в драматической и театрализованной трактовке текста, воспринимаемого композиторами как своеобразное поэтическое либретто. Это приводит к поиску приемов театрализации изнутри самого музыкального материала, что, в свою очередь, способствует формированию комплекса средств воплощения «ролевой» драматургии. Складывается целая «мастерская» различных приемов (фактурных, динамических, тембральных, ритмических и др.) широко применяемых в хоровой музыке XX века.
Фундаментом для воплощения театрализованных экспериментов становится хоровая фактура1'1. В зависимости от характера и содержания поэтического текста определяются два вида театрализации, которые условно можно обозначить как “изобразительность” хоровой фактуры и ее “персонификация”. Исходя из этого, определяются различные способы и выразительные приемы, способствующие воспроизведению того или иного эффекта театрализации. Наглядно такое распределение можно отобразить следующим образом:
13 Как известно, драматический мадригал явился предшественником )ггальянскон оперы.
" В трудах по хороведеншо термин фактура трактуется в широком смысле - с учетом специфики хоровою изложения (диапазон, тесситура хоровых партий, их различные сочетания, голосоведение). Хоровая фактура характеризуется определением не только общего типа фактуры, по и составом хора, ансамблем (значение хоровых партий, присутствие солистов, сопровождения), приемами изложения (общехоровое или отдельные партии, сопоставление или обособление хоровых групп, перекрещевание, лублировка и др.).
21