2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...........................................3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА КАНОНА РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ.......................................... 15
1.1. Структурный и семантический аспекты церковномузыкального канона........................... 15
1.2. Композиционная и смысловая логика обрядов Литургии и Всенощного бдения..............................38
1.3. Константные свойства канонической модели религиозно-духовной музыки.....................51
ГЛАВА 2. АВТОРСКОЕ НАЧАЛО В УСЛОВИЯХ КАНОНА .. 67
2.1. Способы проявления авторского начала........67
2.2. Становление авторского самосознания.........82
2.3. Авторская рецепция канона в романтическую эпоху... 107 ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ АВТОРСКОГО И КАНОНИЧЕСКОГО В ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЯХ
С. РАХМАНИНОВА................................... 124
3.1. Объективная и субъективная формы выражения авторской позиции............................ 124
3.2. Модификация канона в духовных сочинениях композиторов рубежа XIX-XX веков............. 134
3.3. Индивидуальная каноническая модель С.Рахманинова 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................... 169
БИБЛИОГРАФИЯ..................................... 178
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ ...................................200
3
ВВЕДЕНИЕ
Духовная музыка рубежа Х1Х-ХХ вв. привлекает внимание исследователей по многим причинам. Это не только освоение музыкального наследия прошлого, которое стало возможным в последние годы. Это диалог столетий, при котором открываются духовные ценности, созвучные нашему времени. Церковное искусство указанного периода складывалось на пересечении двух тенденций: религиозное выступало в облике национального, народного и воплощалось в концертной форме. Духовная музыка отвечала фундаментальным составляющим человеческой психики: религиозному и эстетическому чу вствам, соединенным с идеей всеединства, соборности, народности. Каноническое, долгое время отождествлявшееся с прикладным, церковным направлением, было переосмыслено в творчестве композиторов «московской школы». Под каноническим стали подразумевать «подлинное», то есть древний, старинный пласт музыкального языка, представленные народным и знаменным мелосом. Выражение религиозного чувства в художественной форме предполагало авторский «пересказ» канонического текста. Явление трансформации канонических жанров посредством авторского моделирования, на основе индивидуальной установки отражает еще одну тенденцию в духовном искусстве рубежа Х1Х-ХХ вв.: религиознодуховная музыка трактуется с позиции романтической эстетики. Таким образом, специфика канонического искусства этого периода определяется тремя чертами: 1) усилением активности авторской позиции; 2) возрождением традиций концертной духовной музыки; 3) обращением к старинньш мелодическим источникам (народной, знаменной мелодике). Эти особенности синтезировались в творчестве С. В. Рахманинова, хоровые циклы которого относятся к числу высших достижений в этом жанре. Духовные сочинения композитора являются концентрированной формой выражения религиозного чувства, способной вместить конкре-
20
семантический (символический) с парадигматическим кодом и синтаксический. Е. Левашев также разделяет русскую музыкальную культу руна два периода — семантический (применительно к древнерусскому искусству) и синтаксический (относительно искусства Нового времени).
Сравнивая позиции Н. Герасимовой-Персидской и других авторов, можно предположить, что два типа культур, мышления, миросозерцания различаются по форме постижения бытия: в эпоху Средневековья преобладают мифологические формы освоения действительности, характеризующиеся отождествлением личности и коллектива, синкретической нерасчлененностью средств познания — эмпирического, рационального, эмоционального; то есть познания мира по принципу «подобна»: «все во всем», «часть представляет целое». В Новое время преобладают научные формы постижения мира. Канон в ходе исторического развития обновляется в соответствии со стилем, духом эпохи, реализуется в новых формах. Но в своей эмпирической, эмоциональной жизни (обряд в христианской религии, прикладной характер церковной музыки) сохраняется опора на мифологический способ бытования.
Один из вариантов разработки теории канона сделан
В. Н. Холоповой в книге «Музыка как вид искусства» (в главе «Канон и эвристика в музыке»). Автор исследует особенности канонов, «действующих в позднейшие эпохи», и выделяет «частные каноны -эпизодические по времени или выборочные но слоям художественного языка» (234, 64). Опираясь на положение о количественно-структурных моделях (одно из основополагающих свойств канона, отмеченного А. Лосевым), автор использует термин «каноническая модель», применяя его к различным слоям музыкального языка. «К семантической музыкальной модели (наружный слой языка) относятся интонации, попев-ки, мотивы, темы, ритмоформулы, реплики. К метаязыку ... охватывающему смысловую логику управления лексемами (внутренний слой) -ладовые, гармонические, метроритмические, архитектонические систе-
21
мы» (234, 65). Приводится классификация канонических моделей по структурным уровням:
1. модели мелодические, ладомелодические, ладовые, метроритмические;
2. модели как типы музыкальных форм;
3. модели как типы исполнительских составов;
4. произведения - шедевры как модели;
5. канонические модели индивидуальных композиторских стилей.
Последний уровень - каноническая модель индивидуального композиторского стиля - выделяется по критерию структурной логики, свойственной конкретному композитору, и определяется как «превращенный канон» (в качестве примера приводится стереотипная ритмоформула в творчестве С. Рахманинова).
Проблема соотношения канона и стиля раскрывается в статье М. В. Холи ной «К вопросу о творческом методе Павла Кузнецова: Сгиль, канон, иконография». Если в средневековом искусстве канон определял «систему формального языка» эпохи и стиль «входил в состав и был подчинен канону», то в начале XX в. «в искусстве художников канон стилизируется». Стиль заменяет канон в качестве «выбранной художником системы».
Еще один аспект канона - связь канонических произведений с над-бытовой музыкой - освещает Е. В. Дуков: «Надбытовая музыка - средоточие канонических жанров» (вся система функционирования церковной музыки до XVII в.).
Сгруппируем варианты различных истолкований канона по следующим признакам: 1) семантический, мировоззренческий аспект канона; 2) структурный принцип; 3) выраженный в знаковой (языковой) системе или 4) реализованный в деятельности. Остановимся на каждом из названных положений.
- Київ+380960830922