Ви є тут

Синестетическая интерпретация творчества Эдисона Денисова : на примере инструментальных произведений

Автор: 
Мельникова Анна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301968
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................................3
Глава I. Роль межчувственных связей в формировании творческих замыслов композитора
1.1. Синестетичность и стадиальность творческого процесса..........14
1.2. Сознательное и подсознательное в творчестве композитора.......32
1.3. К вопросу типологии творческих личностей......................44
Глава II. Синестетический подход в анализе инструментальных сочинений
Э. Денисова
11.1. К проблеме синестетического подхода в анализе музыкальных произведений.................................................56
11.2. Живописно-музыкальное полотно
(фортепианная пьеса «Знаки на белом»)..............................68
11.3. Межчувственная интерпретация оркестрового звучания (симфоническая пьеса «Колокола в тумане»)....................88
Глава III. Взаимодействие синестетичности и интертекстуальности в творчестве Э. Денисова
III. 1. К проблеме взаимодействия синестетичности и
иитертекстуалыюсти................................................100
III.2. Способы проявления интертекстуальности
в музыкальном искусстве...........................................114
Ш.З. Интертекстуальность в симфонической пьесе «Живопись» 126
Ш.4. Роль межчувственных и межтекстовых связей в создании поэтически-живописно-музыкального образа
(«Диана в осеннем ветре»).........................................144
Заключение..............................................................164
Приложение 1............................................................168
Приложение II...........................................................196
Приложение III..........................................................220
Библиографический список................................................262
Введение
В творчестве Э. Денисова - одного из выдающихся отечественных композиторов - значительное место занимают внемузыкальные ассоциации. В исследовательской литературе этот факт получил общее признание. При этом, как правило, выделяется обращение к визуальным образам (Е. Купров-ская, С. Курбатская, Л. Багирова, Е. Денисова). О роли визуальных образов свидетельствуют многочисленные произведения композитора, написанные по картинам П. Мондриана, Б. Биргера и, в особенности, I I. Клее1, в частности, «Диана в осеннем ветре», «Сенечио», «Ребенок на перроне», объединенные под общим названием «Три картины Пауля Клее»; а также «Знаки на белом», «Акварель», «Черные облака». В подобных случаях Э. Денисов «переводит» визуальное изображение в музыкальное звучание, дает еще одну жизнь живописному произведению искусства: он по-своему прочитывает и стремится вскрыть глубинные смыслы, заложенные художником. Композитор отмечает: «Ценность произведения определяется, прежде всего, тем, сумел ли он (композитор) или нет, приоткрыть еще один уголок неведомого»
[51]
1 П. Клее (1849-1940) — любимый художник Э. Денисова, особое отношение к которому зародилось у композитора еще в студенческие годы.
21
мой контакт с природой. Я должен быть один, а перед окном должны либо шелестеть листья и подлетать ко мне птицы, либо я должен видеть белый и чистый снег и лучи солнца, окрашивающие его в бесконечно разнообразные и незаметно сменяющиеся краски» [127, 71]. «Плеск воды под моим открытым окном, нить тумана, протянувшегося над озером, и незаметно меняющаяся игра красок осенней листвы - все это живое и дает мне больше, чем пласты окаменевшего и академизированного искусства» [127, 71]. На вопрос, что необходимо композитору для полного погружения в творчество, ответим словами Даниила Фридмана — создателя, режиссера и художественного руководителя Свето-Музыкального театра lux aeterna (с лат. вечный свет): «Художник, творческая личность, любит одиночество. И не просто любит, но и нуждается в нем. Создание художественного образа подразумевает наличие необходимого свободного пространства вокруг художника, “ незагрязнённого ” другими людьми. В процессе творчества мысли художника должны сво-' бодно растекаться, в пространстве, не натыкаясь на преграды в виде «чужого поля». Необходимо иметь возможность в полной мере почувствовать момент выхода наружу собственного «я», захватывающего равномерными потоками огромные масштабы, чтобы затем вернуться и умножиться сгруппировавшимся, сгустившимся в художественный образ к о м к о м в наш мозг, который теперь уже трансформирует, передаёт его в пространстве точными знаками, жестами, символами, образами в зависимости от жанра художественного творчества» [из интервью автора с Д. Фридманом].
Как представляется, наряду с непосредственной настройкой, в творческом процессе Э. Денисова можно обнаружить и элементы настройки, которую правомерно определить как опосредованная. В создании этой настройки участвуют не только факты действительности, но и импульсы, идущие от художественно-организованного в материале искусств отражения мира. По словам композитора, часто первопричиной сочинения является контакт с тем или иным художественным текстом. Примером опосредованной настройки
22
посредством активизации слуховых представлений на основе контакта с музыкальными явлениями может служить вокальный цикл для голоса и ансамбля на стихи Б. Виана «Жизнь в красном цвете» (1973). В данном вокальном цикле впервые появился новый для Э. Денисова образно-музыкальный пласт - джазовый, с аллюзиями на песни французских шансонье. Возникновение произведения связано с деятельностью Б. Виана, который был джазовым трубачом и шансонье. Таким образом, джазовые мелодии, извлекаемые трубой Б. Виана, а также французские шансон, которые Э. Денисов любил исполнять в сочетании со стихами поэта, явились мощным аудиальным импульсом для создания произведения.
Другим примером опосредованной настройки - с помощью активизации слуховых представлений, вызванных звучанием поэтических текстов, -может служить возникновение вокального цикла на стихи А. Пушкина «Твой облик милый» (1980). Отметим, что уже на стадии настройки в данном случае композитор осуществляет работу по варьированию в нужном ему ключе поэтических строк. У А. Пушкина в названии вместо «облик» звучало слово «образ». Композитор поясняет: «Слово “образ” не вяжется с музыкой, которая там написана. Слишком много твердых согласных. В текстах А. Блока у меня еще больше изменений, даже в знаках препинания. Не потому, что я более грамотен, чем А. Блок, а потому, что мне нужны иные знаки препинания», - отмечает композитор [60, 14]. Хорошее чувство звучания слова позволяет в данном случае Э. Денисову, обращаясь на первом этапе сочинения вокальных циклов к поэтическим текстам, осуществлять своеобразную словесную инструментовку, добиваясь таким способом соответствия текста своему замыслу.
Добавим, что при возникновении вокально-сценического произведения «Голубая тетрадь» опосредованной настройкой стали стихотворения Д. Хармса и А. Введенского. Англичанка Лиза Уилсон в своем письме автору диссертации отмечает: «Э. Денисову через меня от Художественного совета